Профилактика тормозной системы – вопрос для владельца автомобиля далеко не праздный. Даже для абсолютного «чайника» в техническом отношении. Для которого вопрос « как научиться правильно ухаживать за тормозной системой» – вопрос выживания, коли уж он решился сесть за руль. Рассмотрим, как делать профилактику и прокачку тормозов и механизмов всей системы.
- Что входит в профилактику тормозной системы автомобиля
- Тормозная жидкость
- Проверка герметичности системы
- Проверка тормозных колодок
- Порядок замены:
- Тормозные диски
- Признаки износа тормозных дисков
- Профилактика по шагам
- Требования к смазкам для суппортов
- Отладка суппортов пошагово
- Исправность электронных датчиков
- Как правильно прокачать тормоза
- Что делать, если тормоза отказали
Что входит в профилактику тормозной системы автомобиля
Начинать осмотр тормозной системы, состояние её работы, а значит – и заниматься её профилактикой означает
- проверить состояние тормозной жидкости;
- убедиться в герметичности тормозной системы;
- проверить состояние тормозных колодок;
- проверить состояние тормозных дисков;
- отладить суппорты;
- убедиться в рабочем состоянии тормозных датчиков.
Неважно, в каких условиях эксплуатируется автомобиль: в сельской местности тормоза быстро теряют работоспособность из-за плохого состояния дорожного полотна, а в городе, с его более или менее приличным состоянием асфальта, «убивают» тормоза неухоженные внутриквартальные и дворовые проезды и щедро рассыпаемые зимой агрессивные реагенты.
Тормозная жидкость
Масляно-спиртовые «тормозухи» сейчас уже практически не используются. Разве что на раритетных авто такие системы сохранились. На тех, у которых тормоза были барабанного типа. Главным минусом таких систем была очень низкая температура кипения жидкости – и далее мы объясним, насколько важен этот показатель.
На современных дисковых тормозах применяют гликолевые тормозные жидкости по стандарту DOT: минимально загустевающие на морозе, умеренно вязкие и с высокой температурой кипения.
Проводить проверку состояния тормозной жидкости нужно регулярно, и вот почему.У всех видов гликолей есть одно нехорошее качество – неумеренная гигроскопичность. Они активно поглощают из воздуха молекулы воды. Притом поглощение это идёт постоянно, какой бы степени герметичности не была тормозная система на вашем автомобиле, микрозазоры всегда остаются. В частности, в местах резьбовых и фланцевых соединений, в опрессовках. И этих микрозазоров всё равно хватает для того, чтобы после года эксплуатации количества воды в тормозной жидкости увеличилось на 5%. А это означает, что температура кипения такой жидкости уменьшилась с 230-240⁰С до 150 градусов!
Там, где гигроскопичность из-за неплотности фланцевых соединений, есть утечки. Да и испарение агента никто не отменял. Итогом становится падение уровня жидкости в бачке.
- Первое, что нужно сделать – при поднятом капоте визуально оценить уровень жидкости, её соответствие максимальной или минимальной рекомендованным отметкам.
Но это грубая прикидка. Рекомендованный уровень вам покажет светодиод на панели приборов, реагирующий на датчик в виде поплавка аварийного уровня, находящегося в самом бачке.
Корректность его работы проверить просто: притопите поплавок любым подручным инструментом (отвёрткой, карандашом). Этим самым вы имитируете понижение уровня жидкости в бачке ниже критического. А вот если лампочка при такой манипуляции не загорается, вам прямая дорога на СТО. Или под торпеду, с запасным светодиодом в руках.
- Кроме того, нюхайте тормозную жидкость. В норме она почти не имеет запаха, однако частые и экстремальные торможения вызывают кратковременные закипания жидкости от перегретых поверхностей тормозных колодок, дисков и суппортов. И также, как тормозная жидкость впитывает в себя воду, она ещё и успешно впитывает запах гари. А это уже признак, который подскажет необходимость замены.
Тормозную жидкость лучше радикально обновлять уже через год интенсивной эксплуатации. Кроме того, если вы её просто доливаете до необходимого уровня и объёма, то используйте тот же тип тормозной жидкости. И желательно – ту же партию.
Проверка герметичности системы
Мы ведь говорим о самостоятельном, первичном осмотре и профилактике? Без обращения на СТО? Герметичность мы уже частично проверили – когда занимались бачком с тормозной жидкостью. Нужно только после всех проверок как следует затянуть крышку бачка, предварительно проверив наличие и качество уплотнительной прокладки.
Но дальше нам не обойтись без смотровой ямы или хотя бы полуростовой эстакады, на которые нужно загнать своё авто. Причина понятна: диски, колодки, суппорты, поршневая система, подводящие тормозную жидкость шланги расположены очень низко.
Внимательно осматриваем места подводки шлангов. Практически все они соединяются с гидросистемой тормозов с помощью резьбы. Именно в местах резьбовых соединений их слабое место – о герметичности этих место нужно заботиться тщательно.
Проверять герметичность лучше вдвоём: когда один сидит в салоне и делает прокачку педалью тормоза, второй в это время следит, не вздуваются ли мыльные пузыри на промазанными мыльным раствором штуцерах отвода воздуха. Или нет ли подтекания тормозной жидкости из-под мест обжатия шлангов, а также на главном тормозном цилиндре, в том месте, где он контактирует с бачком тормозной жидкости, в моменты нажатия на педаль. Притом производить эту манипуляцию нужно как при заведённом, так и при заглушенном двигателе. Иногда после такой проверки бывает достаточным немного подтянуть эти места гаечным ключом.
Имейте виду, что протечка тормозной жидкости может скрываться под слоем грязи. Но тут всё просто: если грязь сухая, место протечки будет мокрым, маслянистым.
Проверка тормозных колодок
Тормозная система – давно разрабатываемый конструкторами и хорошо продуманный агрегат. Ознакомиться с устройством и принципом его работы можно на этом фото. Здесь представлен рисунок устройства в разрезе.
Тормозные колодки представлены под индексом 4, а подробное устройство – вот в этом списке:
- — тормозной диск;
- — направляющая колодок;
- — суппорт;
- — тормозные колодки;
- — цилиндр;
- — поршень;
- — сигнализатор износа колодок;
- — уплотнительное кольцо;
- — защитный чехол направляющего пальца;
- — направляющий палец;
- — защитный кожух.
Износ колодок проверить можно даже без снятия колёс. Правда, для этого в тормозной системе должны стоять диски с большими отверстиями. Если же они маленькие – ставьте машину на домкрат, подстаховывайте её чем-нибудь (например, подложив дополнительно старое колесо с покрышкой или устойчивую деревянную колоду с широким основанием), снимайте колесо и смотрите на состояние колодок сбоку. Так вы гарантировано увидите состояние не только первой, но и второй, обратной стороны диска, колодки.
Если вы видите, что толщина колодок приближается к 2-3 мм, им нужна срочная замена! Притом менять нужно будет и на втором, противоположном, колесе – иначе не получится синхронности при торможении, а это понятно чем закончится – юзом. Хотя… уже и при 5 мм толщины прикидывайте, где вы будете покупать новые комплекты.
Порядок замены:
- Поддомкрачиваем машину.
- Снимаем колесо.
- Снимаем суппорт, отдавая верхние и нижние болты скобы. Если есть датчик износа, то его разъём надо рассоединить.
- Массивной шлицевой отвёрткой развести колодки, вдавить тормозной поршень, вынуть старые колодки.
- Установить новые колодки, все операции проделать в обратном порядке.
- После снятия машины с домкрата прокачать систему многократным нажатием на педаль тормозов.
Во время замены обращать внимание на направляющие – иногда выступы колодок, скользящие в них, есть смысл немного подточить напильником, сняв около 0,5 мм, для лучшего хождения в канавках направляющих.
Тормозные диски
Пожалуй, самая значимая деталь тормозной системы. Её приходится менять или протачивать, если наружная и внутренняя сторона диска изнашивается неравномерно.
На фото показан износ лицевой поверхности и оборотной. И такую картину можно увидеть на тормозных дисковых системах у очень многих автомобилистов.
Стоимость проточки практически равна стоимости покупки нового тормозного диска (правда, в зависимости от модели авто). Поэтому – что выгоднее, нужно смотреть самому.
Оценить состояние поверхности диска с внутренней стороны бывает затруднительно. Для этого, во-первых, нужно снять суппорт и направляющую скобу, а во-вторых, если автомобиль не стоит на смотровой яме, воспользоваться зеркальцем на рукоятке.
Чаще всего неплотность прилегания колодок на задней стороне диска обусловлена бездумной ездой по лужам, с одновременным «эффектным» торможением. А происходит вот что:
В момент прижатия тормозных колодок к диску из-за трения температура в месте контакта скачком возрастает до 500-600⁰С. Мало того, что из-за этого происходит локальное кипение тормозной жидкости в магистрали, так ещё и при попадании воды внутренняя поверхность диска (а именно на неё больше воды и попадает) из-за перепада температур деформируется.
Ну а эффектные клубы пара из-под днища спишем на креативность водителя.
Признаки износа тормозных дисков
- Изменяется поведение педали, она может начать проваливаться при нажатии.
- Рывки, вибрация педали при торможении.
- Руки чувствуют биение, передающееся через руль.
- При торможении возникает свистящий звук.
Допустимая деформация (износ) тормозных дисков указывается прямо на их рабочих поверхностях. Так что, пока они новые – нужно запомнить цифровые значения новой детали и её допустимого износа. Кроме того глубина насечки надписи обычно делается с таким расчётом, что когда она исчезает, стираясь по мере выработки – это и есть сигнал о необходимости замены.
Профилактика по шагам
Итак, у нас типичная для многих случаев картина: равномерная выработка тормозного диска с лицевой стороны и неравномерная – изнутри.
- Проверяем суппорт и направляющие. Даже при целых чехлах и подвижных пальцев лучше сделать дополнительную смазку (притом желательно использовать фирменные, рекомендованные производителем бренда, составы – как вот на этом фото. Розовый цвет пасты – это не гламур. Это фирменный стиль Тойоты.
- Проверяем работу поршня в тормозном цилиндре.
И? Ничего не понятно? Всё в пределах нормы, всё перемещается без задержек – а износ всё рано неравномерный?
А дело в грязи, попадающей на поверхность тормозящих элементов. И она прикипела так, что для чистки нужно применять радикальные методы.
- А на места крепления колодок нанести ещё и пасту «Антискрип».
Требования к смазкам для суппортов
Суппорты работают в поистине тяжелейших условиях. Это и агрессивные реагенты на дорожном полотне, и неизбежное воздействие на детали тормозной системы тормозной жидкости из-за протечек. Избавиться от этих негативных воздействий можно с помощью специальных смазок.
Ни Литол-24, ни «нигрол», ни графитовые смазки здесь не подойдут. Одни в силу низкой температуры плавления (и неизбежного в таких случаях стекания), другие просто из-за оттого, что они нестойки к воде и грязи. Третьи из-за того, что быстро коксуются при нагреве.
- Высокотемпературность, то есть способность работать без изменений физических и химических свойств при температурах до 180-190⁰С.
- Отсутствие температуры каплепадения (по крайней мере до 200⁰С).
- Водо- и химически стойкая, то есть нейтральная как к воде, так и к тормозной жидкости.
- Неагрессивная к пластиковым и резиновым деталям и эластомерным покрытиям, особенно к составам, чаще всего используемых в суппортах. А это каучуки на основах сополимера этилена, диеновых мономеров и полипропиленов (данные о материале суппорта конкретной машины есть в её техпаспорте). В этом отношении очень хороша немецкая паста Клюгер, которая нейтральна практически ко всем материалам, используемых в суппортах
Профилактику проводят не реже одного раза в два года и при каждой замене тормозных колодок.
Отладка суппортов пошагово
Суппорт – целый комплекс устройств, поэтому на описании профилактических мер по его обслуживанию, что входит в них, стоит остановиться поподробнее.
Но сначала посмотрите, какой вид примут детали суппорта при использовании «неродной» смазки, вот как на фото.
А теперь знакомимся с теми приспособлениями, которые помогут нам привести всё в удобоваримый вид.
При этом всё, кроме первых четырёх позиций, дома или в гараже наверняка есть. А первые 4 не поленитесь, закажите на специализированных сайтах – их хватает.
Поэтапный план:
- Отдать крепёжный болт тормозного шланга, поставить заглушку, чтобы избежать вытекания тормозной жидкости (если торомозная жидкость у вас ещё рабочая).
- Вынуть поршень. Это можно сделать и без специального съёмника, просто уперев любым тупым стержнем в твёрдую поверхность, а с другой стороны выдавить домкратом. Обычный дефект в таких случаях – переход материала уплотнителя на хромированную поверхность детали, из-за чего движение поршня затрудняется. Н
- Промыть всё щёткой с бензином, должно получиться вот это.
- После полировки поверхности поршней пастой ГОИ – вот это (правое верхнее фото ниже). Деревянный брусок, загнанный во внутреннюю (нерабочую) часть поршня – это просто приспособа для вращения, чтобы паста ГОИ, нанесённая на ветошь или войлок (что лучше) вычищала нагар снаружи.
- Снимаем и чистим суппорт снаружи. В правильно очищенном направляющая в скобе должна свободно перемещаться.
- Направляющие и их пыльники хорошо смазать, лучше использовать для этого TRW PFG110, и собрать скобы.
- Паз тормозного цилиндра вычищается, уплотнительное кольцо смазывается PFG110 и ставится на место.
- После установки уплотнительных медных колец и тормозного шланга можно сказать «Всё!» Суппорт собран и установлен.
Исправность электронных датчиков
Об электронике можно сказать словами доктора из «Формулы любви»: «Голова – предмет тёмный и исследованию не подлежит». То есть без аппаратных методов понять что-либо в работе электронных датчиков сложно. Поэтому первым делом смотрим на дисплей, который есть в салоне авто.
Информация, отображаемая на этих дисплеях, поступает от двух нужных нам датчиков: датчика износа тормозных колодок (при его наличии в суппорте) и датчика уровня тормозной жидкости.
С первым просто – он реагирует на остаточную толщину колодок, и после некоего критического уровня на панели индикации загорается светодиод, сигнализирующий о том, что колодку пора менять.
Со вторым несколько сложнее. И хотя датчик уровня тормозной жидкости является устройством вроде бы принципиально простым, сконструирован он с учётом многих факторов, которые могли бы повлиять на его работу.
Это герметизированная для исключения случаев обгорания, нештатного износа и коррозии контактная группа:
- контакты сделаны для работы на размыкание – для гарантированного срабатывания индикатора при обрыве на любом участке цепи;
- работа в условиях контроля коротких замыканий на массу или «+» питания;
- защита от ложных срабатываний, которая обеспечивается ввод в цепь резистора с заранее рассчитанным номиналом, при котором фиксируется не только разрыв или замыкание цепи, но и любое изменение сопротивления, отличное от штатных величин.
Чаще всего применяют для этой цели датчики с постоянным магнитом и герконом, срабатывающим на размыкание.
Контрольный сигнал на панели приборов может и отказать – в этом случаен соответствующий светодиод ничего не будет показывать. В этом случае в исправности или неисправности индикатора можно убедиться в момент включения зажигания: контрольная лампа в этот момент зажигается и сразу гаснет. Если этого не происходит – отказал именно индикатор. Замените.
Как правильно прокачать тормоза
Прокачка тормозной системы требуется в следующих случаях:
- педаль тормоза проваливается или стала «мягче»;
- рабочий ход педали тормоза увеличился;
- только что были заменены тормозные диски и колодки, проведён тюнинг тоормозной системы;
Принимайтесь за прокачку тормозов.
Делается она при заведённом двигателе – когда все системы автомобиля находятся в состоянии готовности реагировать на любые манипуляции с органами управления. С педалью тормоза в том числе. Начинают прокачку с того тормоза, который стоит на самом дальнем от ГТЦ расстоянии.
Как это можно сделать вдвоём
- Снять заглушку, закрывающую штуцер прокачки, надеть на него полупрозрачный силиконовый шланг и свободный его конец опустить в бутылку. Частично заполненную тормозной жидкостью.
- Второй человек 3-4 раза нажимает на тормозную педаль и оставляет её ненажатой. Прокачанный штуцер после этого слегка отдаётся, при этом жидкость под созданным давлением вытесняется в бутылку, и будут видны пузырьки выдавливаемого из системы воздуха.
- Завернуть штуцер прокачки, повторить процедуру на остальных колёсах.
Как сделать прокачку в одиночку
Понадобится крышка бачка для тормозной жидкости, идентичная вашей, ёмкость и шприц большой ёмкости.
- Здесь вся проблема в герметичности вставления шприца в крышку бачка. Потребуется время для застывания герметика.
- Затем крышка с встроенным в неё шприцем завинчивается на горловину, при этом в шприце уже есть тормозная жидкость.
- Штуцер того контура, на котором делается прокачка, откручивается, устанавливается ёмкость для сбора выдавливаемой тормозной жидкости, а новая нагнетается шприцем.
Что делать, если тормоза отказали
Вообще-то молиться. И попытаться быстрыми переключениями передач снизить скорость при сброшенном газе, доведя её до нуля. То есть тормозить двигателем. Однако этот способ возможен только у авто с механическими коробками передач или с АКП, но с наличием ручного режима. При этом чем выше была скорость во время движения – тем с более высокой передачи нужно начинать торможение.
Пример: на скорости 90 км/час начинать с четвёртой. На 60-ти – с третьей. На тридцати-сорока – со второй. Хотя в самом экстренном случае пропустите все высокие передачи и тормозите сразу на первой. Коробку передач вы, скорее всего, «убьёте». А возможно, и весь двигатель. Но останетесь живы сами.
Тормозить «ручником», наконец (хотя это так себе вариант – стояночный тормоз не предназначен для динамичных нагрузок и его тяга, скорее всего, не выдержит, лопнет).
А если серьёзно, то:
- Если отказ тормозов выяснен ещё на стоянке – немедленно, любыми путями устранить неисправность.
- Если своими силами сделать это невозможно – доставить автомобиль на СТО на жёсткой сцепке, методом частичной погрузки или с помощью эвакуатора.
- Ни к коем случае не передвигаться до места возможного ремонта самостоятельно, пусть даже на «черепашьей» скорости!
Ухода требуют все системы автомобиля. Но тормозная система – это то, от чего в первую очередь зависит ваша безопасность на дороге, да и сама жизнь, а заодно и безопасность и жизни окружающих. Автомобиль вообще является средством передвижения повышенной опасности – так давайте не делать эту его опасность выше, чем она есть на самом деле.