Все про транспондер для платных дорог: что такое, где купить, характеристики, как подключить и отзывы

Электронный малогабаритный транспондер для платных дорог, закрепленный на ветровом стекле, позволяет оплачивать проезд автоматически на трассах М4, ЗСД, М11, М3 и М1. Устройство не требует остановки автомобиля, обеспечивая беспрерывное движение через турникет. Наличие транспондера снижает расходы на 20% (из-за сниженных тарифов), водителю необходимо лишь периодически проверять наличие денежных средств на счете.

В статье рассмотрим, какой транспондер лучше выбрать и купить для всех дорог.

транспондер

Описание транспондера для платных дорог

Транспондер представляет собой портативное устройство для внесения оплаты за пользование дорожной сетью. Оборудование работает в автоматическом режиме, обеспечивая безостановочное движение транспорта через турникеты. Прибор привязывается к индивидуальному лицевому счету и получает собственный идентификационный код – PAN.

Комбинация чисел защищает устройство от взлома и хищения денежных средств.

Технические характеристики

Основные технические параметры устройства Karsch TRP-4010-00А (T Pass):

  • наработка на отказ – 700 тыс. часов;
  • длина корпуса – 60 мм;
  • ширина – 40 мм;
  • толщина – 7 мм;
  • масса – 40 г.

Внешний вид транспондера

Транспондер представляет собой электронный чип с автономным питанием, установленный в пластиковом кожухе. Владельцу не требуется устанавливать антенну: устройство закрепляется на верхней кромке лобового стекла при помощи 2-сторонней клейкой ленты. Допускается хранение изделия в перчаточном ящике, при этом панель приборов не должна экранировать сигнал от встроенного передатчика.

Разновидности устройств

Транспондер T-Pass
Фото “Транспондер T-Pass”

Виды устройств для автоматической оплаты дорог на территории РФ:

  1. Универсальное устройство T Pass, предназначенное для эксплуатации на трассах, находящихся в ведении компании ООО «Автодор Платные Дороги». Фирма обслуживает участки автострады М4 «Дон» (направление от Москвы на Краснодар и Новороссийск). Дорога состоит из чередующихся платных и бесплатных участков, границы которых очерчены турникетами и шлагбаумами. В ведении компании находятся участки на трассах М11 (Москва-Санкт-Петербург) и М3 «Украина» (участок на территории Московской и Калужской областей).
  2. Для передвижения по дороге, принадлежащей ООО «Магистраль Северной Столицы», используются блоки 3СД. Транспондер предназначен для движения по дороге «Западный скоростной диаметр», или ЗСД, расположенной около Санкт-Петербурга.
  3. Еще одним оператором является АО «Новое Качество Дорог», закрепившее за собой отрезок автострады М1 «Беларусь» около города Одинцово (шоссе Северный обход). Приборы поставляются в розничную сеть под обозначением «Главная дорога».
  4. Контроллеры серии 15-58, реализуемые под эгидой ООО «Объединенные Системы Сбора Платы» (ОССП). Организация отвечает за обслуживание автодороги М11 на участке между Москвой и Солнечногорском (включая проезд к аэропорту Шереметьево).

Достоинства и недостатки

Основным отличием и преимуществом использования транспондера является снижение стоимости оплаты на 15-50% (размер скидки зависит от направления). Дополнительные плюсы определяются особенностями платной автострады.

Преимущества прибора

В их число входят:

  • снижение затрат на топливо, поскольку альтернативный бесплатный маршрут имеет большую протяженность;
  • уменьшение времени на передвижение между населенными пунктами из-за повышения порога максимальной скорости;
  • повышенный комфорт при движении благодаря качественному дорожному покрытию и отсутствию пробок.

Недостатком оборудования является его неуниверсальность. Поскольку в конструкции используется 1 микросхема, то прибор рассчитан на применение на дорогах, находящихся в зоне ответственности одного оператора.

Водителю, передвигающемуся по разным направлениям в Европейской части России, необходимо возить с собой несколько приборов. В противном случае придется переплачивать за движение по одним дорогам, но экономить при путешествиях по другим автострадам.

Дополнительным минусом является сложная ситуация, которая наблюдается на дорогах перед выходными в летний период. Направляющийся из города поток машин создает пробки перед выездами на платные автострады, в которых вынуждены стоять и владельцы транспондеров.

Неудобство представляет организация движения: турникет для владельцев электронных устройств оборудован и считывателем банковских карт, и приемником купюр. В результате в одной очереди стоят люди с приборами автоматической оплаты и приверженцы «классического» способа внесения денег.

Принцип работы

Прибор в машине

Принцип действия транспондерной рамки на автостраде:

  1. Расположенное в машине устройство фиксирует радиочастотный сигнал при приближении к зоне оплаты. В тоннеле установлена первичная антенна, отвечающая за старт транспондера. Включение происходит за 20-30 м до места установки подъемного шлагбаума. Для обеспечения корректной работы необходимо снизить скорость автомобиля до 20-30 км/ч и выдержать расстояние до движущегося впереди транспортного средства в пределах 2-3 м. На въездах устанавливается шлагбаум, который закрывается при проведении технического обслуживания.
  2. После пересечения линии открытого шлагбаума автомобиль проезжает через датчики предварительного классификатора. Электронный контроллер назначает транспондеру индивидуальный канал связи, что исключает риск двойного или ошибочного списания средств, и обеспечивает одновременный проезд через параллельные турникеты нескольких машин.
  3. После установления связи и проверки баланса происходит списание суммы, соответствующей действующему тарифу. В турникете имеется дополнительная антенна, расположенная в зоне оплаты (находится между шлагбаумами). Одновременно считывается информация о пользователе и происходит формирование чека. В конструкции транспондера имеется сигнальный зуммер, который уведомляет водителя о корректном завершении процедуры оплаты.
  4. Электронный блок управления турникета подает сигнал на силовой привод, быстро поднимающий шлагбаум вверх, в тоннеле дополнительно включается зеленый свет, разрешающий движение.
  5. После проезда автомашины срабатывает световой датчик, обеспечивающий закрытие шлагбаума. Сенсор препятствует последовательному движению нескольких автомашин, но допускает перемещение автомобиля с прицепом. Дополнительные датчики высчитывают габариты транспортного средства, обеспечивая списание суммы в соответствии с регламентом оплаты услуг (цена зависит от оператора и времени суток).
  6. Через 30 секунд после включения транспондер переходит в спящий режим, обеспечивая сохранение заряда встроенного источника питания. Работающий передатчик имеет низкую мощность (в 8-10 раз ниже, чем телефон сотовой связи), трансляция сигнала не влияет на качество работы радиоэлектронного оборудования в машине.

Какие имеются статусы

В конструкции приборов предусмотрены контрольные светодиоды, позволяющие определить статус устройства. Белый индикатор говорит о том, что режим активен, а баланс на счету достаточен для оплаты движения на протяжении 1-3 суток.

Баланс транспондера

Включение оранжевого индикатора указывает на снижение баланса до критического уровня, который высчитывается по статистике поездок за последний календарный месяц. Если владелец эксплуатирует устройство редко, то светодиод включается при остатке 150 или 450 руб.

При дальнейшем падении баланса до нулевой отметки происходит включение контрольной лампы серого цвета. Индикатор срабатывает и при блокировке транспондера пользователем. Дополнительный черный индикатор включается при необратимой блокировке, когда устройство не подлежит восстановлению и утилизируется.

Тарифы, пополнение баланса и проверка

Для внесения денежных средств на счет через платежный терминал необходимо указать идентификационный код PAN, состоящий из 19 чисел (напечатан на наклейке, расположенной на корпусе). Первые 7 цифр предназначены для идентификации оператора, которому принадлежит прибор. Дополнительно вводится номер налогоплательщика (зависит от оператора, указывается в договоре). Затем деньги списываются с карты или вносятся наличными (через приемное устройство для купюр).

Проверка баланса производится при проезде через пункт оплаты. На экране терминала отображается сумма или текстовое сообщение вида «Низкий баланс». Владелец может уточнить сумму при помощи сотового телефона. Для подачи запроса требуется ввести комбинацию *390*1#, а затем нажать на кнопку вызова. После того как сработает автоответчик, необходимо ввести число и указать номер лицевого счета.

Комбинация проверки

Инструкция по использованию

Оборудование активируется через 30 минут после внесения денег на счет (регламент оплаты допускает увеличение срока зачисления до 24 часов). Дополнительных действий при использовании транспондера не требуется, устройство срабатывает автоматически. Все действия подтверждаются звуковыми сигналами, состояние прибора можно определить по цвету контрольного индикатора.

Если в машине имеется несколько транспондеров, то для защиты устройства от ошибочного списания денег используется специальный металлизированный пакет (предлагается в точках продаж оборудования). Часть приборов оснащается контактами, которые замыкаются при установке в кронштейн. Снятое со стекла устройство сигналом от турникета не активируется.

Способы установки

Оборудование прикрепляется к поверхности ветрового стекла на высоте 1 500 мм от дороги. На легковых автомашинах устройство ставится около салонного зеркала заднего вида, на крупнотоннажных грузовиках прибор устанавливается в нижней части стекла (вне зоны покоя щеток стеклоочистителя). Перед проведением монтажных работ стекло обезжиривают, удаляют с него следы влаги, обеспечивают комфортную температуру поверхности (15°С и выше).

Оборудование выглядит как пластиковый контейнер с антенной и клейкой лентой. Прибор клеится горизонтально, чувствительный элемент направляется в сторону лобового стекла. Используемый скотч обеспечивает фиксацию устройства через 10 минут после наклеивания. Конструкция транспондера не допускает контакта с водой или химическими реагентами, поэтому следует избегать механических воздействий и ударных нагрузок на изделие.

Установка устройства

Разница между персонифицированным и неперсонифицированным устройствами

При продаже транспондер является неперсонифицированным устройством, не привязанным к владельцу. Пользователь может внести информацию о себе через личный кабинет или путем обращения в офис компании (при визите потребуется паспорт). Оборудование может использоваться владельцем или другими людьми, привязки к номеру автомобиля не существует. При установке изделия в другую машину необходимо убедиться в идентичности классов транспортных средств.

Персонифицированный прибор позволяет запросить детализацию движения через турникеты, пополнить баланс можно с помощью банковской карты. Пользователь вправе привязать к личному счету несколько устройств. Дополнительным преимуществом персонификации является возможность возврата денежных средств при ошибочном списании. Если транспондер не зарегистрирован, деньги вернуть будет нельзя.

Что делать если транспондер не сработал

Если прибор не сработал в момент проезда через рамку, то необходимо:

  1. Проверить состояние баланса.
  2. Корректно установить оборудование на ветровом стекле. Если на поверхности имеется металлизированное покрытие, то оно экранирует сигнал. В этом случае устройство необходимо поместить в зону, не закрытую защитным напылением. Часть устройств работает некорректно из-за плохого контакта с зажимом кронштейна. Внутри крепления установлена контактная группа, не допускающая срабатывания транспондера в снятом состоянии.

Если проблему решить не удалось, требуется внести оплату наличными или картой или передать прибор оператору для считывания штрих-кода. Затем необходимо восстановить работоспособность оборудования или заменить транспондер (гарантия на устройства составляет 24 месяца). Дополнительно рекомендуется проверить активность услуги, позволяющей оплачивать одним прибором передвижение по трассам, принадлежащим разным операторам.

Штрих-код устройства

Где купить

Способы приобретения оборудования зависят от оператора:

  1. Изделия T Pass реализуются через офисы продаж оператора, расположенные на магистрали «Дон» или в крупных городах по маршруту следования (например, в Москве, Ростове-на-Дону, Воронеже или Краснодаре). Приборы распространяются через сети заправочных станций на дороге М4, а также с помощью интернет-магазина оператора.
  2. Оборудование 15-58 приобретается в офисе ООО «ОССП», расположенном в Зеленограде. Дополнительный пункт продажи находится на посту взимания оплаты, построенном на 21-ом км шоссе М11.
  3. Транспондеры серии 3СД реализуются ООО «Магистраль Северной столицы» в 2 офисах в Санкт-Петербурге СПБ (на Краснопутиловской и Планерной улицах).
  4. Оборудование «Главная дорога» распространяется через офисы продаж. Предусмотрена возможность дистанционного заказа с последующей курьерской доставкой по указанному адресу.

Пункт продажи

Отзывы покупателей

Кирилл, 25 лет, Краснодар: «Приобрел устройство Karsch TRP-4010-00А (T Pass) для оплаты перемещения по автострадам М11 и М4. Стоимость изделия в сентябре 2019 года на бензоколонке сети Лукойл составила 1,1 тыс. руб., оплату провожу через сайт Автодора. Оборудование работает без замечаний, нарекания имеются на стоимость проезда. Например, за движение по участку трассы М4 с 11 по 58 км необходимо заплатить 550 руб.».
Георгий, 36 лет, Москва: «Использовал прибор T Pass на протяжении 4 лет без нареканий, но затем транспондер перестал определяться при въезде в турникет. Поскольку покупать новый прибор не хотелось, то решил отремонтировать имеющийся. Причиной дефекта стала севшая батарейка типа CR2032, которая приварена к контактным площадкам. На основе анализа документации выяснил, что в приборе стоит энергозависимая память. Замена батареи неисправность не устраняет, пришлось купить новый транспондер».

Автомеханик

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в  комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Оцените автора
Ремонт автомобиля своими руками
Добавить комментарий