Промывка топливной системы бензинового и дизельного двигателя (пошаговая инструкция + выбор химии)

Не всегда топливо, заливаемое в бак автомобиля, соответствует всем стандартам качества и не имеет сторонних присадок. И из-за этого двигатель со временем теряет свою мощность. Теоретически, промывка топливной системы двигателя должна полностью устранять эту проблему. Но каким образом её очистить от шлаков, кокса лучше всего? Какие варианты промывки вообще существуют, какие преимущества и недостатки каждого из них.

Когда нужна промывка топливной системы двигателя

Независимо от условий эксплуатации и используемого типа топлива, при работе двигателя внутреннего сгорания обязательно образовываются отложения на всех трубопроводах, в форсунках, в самих цилиндрах. Это приводит к падению давления в момент впрыска, к увеличению расхода бензина или дизеля, к более быстрому износу движущихся деталей. И постепенно это сопровождается заметным снижением мощности.

Самый простой способ провести быструю диагностику — это подключить к электронному блоку управления через OBD2 датчик контроля и считать все сервисную информацию. Но в домашних условиях с этим могут возникнуть проблемы, поэтому приходится обращаться в СТО, где предлагают компьютерное сканирование ЭБУ.

В среднем, промывка нужна через каждые 30 – 50 тысяч километров пробега. При этом также меняют топливный фильтр (его средний эксплуатационный ресурс составляет тоже около 30 тысяч километров: следует уточнять в технической документации, так как у разных марок авто разнятся нормативы).

Самые «типичные» признаки того, что топливную систему двигателя пора обслуживать следующие:

  • значительное ухудшение динамики во время разгона, что указывает на значительную потерю мощности ДВС;
  • при наборе оборотов двигателя возникают «рывки» или подергивания: указывает на недостаточно полное или неравномерное сгорание топливной смеси (или же она полностью не сгорает, регулировка жиклеров и карбюратора при этом никак не поможет);
  • значительное увеличение расхода топлива (при одинаковом режиме езды транспортного средства);
  • двигатель заводится гораздо сложнее, особенно когда он «горячий» (при этом зимой подобных проблем может вовсе не возникать, что является типичным поведением транспортного средства с засорами топливной системы);
  • на холостом ходу мотор работает неравномерно (обороты «прыгают», иногда для поддержания его работы приходится использовать регулятор дроссельной заслонки);
  • периодические хлопки (как при работе в холостую, так и при наборе оборотов уже при движении);
  • индикатор check engine на приборной панели (точную причину срабатывания ошибки можно узнать только после компьютерной диагностики).

При проблемах с пропускной способностью топливной системы наблюдается одновременно минимум 2 вышеуказанных «симптома».

В таких случаях рекомендуется:

  • провести компьютерную диагностику (чтобы исключить прочие неисправности мотора);
  • выполнить замер давления топливного насоса (подкачка «вручную» помогает понять, действительно ли проблема с недостаточным давлением);
  • проверить топливный фильтр, если необходимо — заменить на новый.

Если вышеуказанные рекомендации не помогли установить точную причину неисправности, то тогда остается вариант с промывкой топливной системы. Существует 3 основных варианта её выполнения:

  1. Промывка специализированными жидкостями, которые добавляют прямо в топливный бак. Этот вариант лучше подходит именно для профилактики засорения.
  2. Аппаратная промывка. Выполняется в условиях СТО. К топливной системе подключают специальный аппарат, который промывает, а затем — продувает все патрубки, форсунки. Уровень давления при этом подбирается индивидуально под каждое авто. Именно поэтому в домашних условиях подобную промывку выполнить не получится.
  3. Промывка со снятием блока цилиндров. По сути, мотор разбирают и очищают все элементы топливной системы в ультразвуковой ванне. Является самым лучшим, но и трудоемким вариантом. Как правило, его применяют только при капитальном ремонте двигателя.

Промывка топливной системы бензинового ДВС

В бензиновых двигателях чаще всего автовладельцы сталкиваются со скоплением смол в рампе, в магистралях. Также «страдают» жиклеры, которые не охлаждаются в достаточной мере, а мелкие фракцией продуктов сгорания приводит к их царапанию.

Со временем возникают проблемы с работой карбюратора, падает мощность, приходится его перенастраивать, так как топливная смесь получается мало обогащенной или наоборот — слишком «влажной» и буквально заливает цилиндры.

Промывку следует начинать с топливного насоса и его фильтра. Располагается он сзади (под задним сидением).

Промывка топливной системы бензинового ДВС

Если топливный насос проверен, очищен, удерживает нормальное давление, то тогда можно приниматься непосредственно за промывку системы. В домашних условиях для этого используют специальные жидкости, которые заливают непосредственно в бензобак или впрыскивают (через переходник) непосредственно в карбюратор. Если это не помогло привести мотор в норму, то тогда используется промывка через станцию или с полной разборкой ДВС.

Промывка дизельной топливной системы

В дизельных моторах самой «уязвимой» частью топливной системы являются форсунки. Олифа, продукты сгорания топлива — все это обязательно откладывается на трубопроводах. Худший вариант — это если мусор попадает непосредственно в форсунки, из-за чего их полость царапается, уменьшается их пропускная способность.

В домашних условиях промывку топливной системы дизеля рекомендуется выполнять с помощью специальных смесей-присадок, которые заливаются непосредственно в топливный бак. Например, «Супротек» или его аналоги, которые подходят к различным типам подачи топлива (насос-форсунка, common rail). Добавлять присадку рекомендуется на каждые 5 – 6 заправок бака.

Промывка дизельной топливной системы

А для более эффективной профилактики или так называемой «мягкой промывки» применяются SDA-присадки. Расход у них небольшой — порядка 100 мл на 30 литров топлива.

Промывка топливной системы ацетоном

Один из самых популярных «народных» вариантов промывки топливной системы бензинового двигателя. Но при этом у него множество противников. На самом деле, добавлять ацетон в бензин — можно. Более того, так даже делают производители топлива и владельцы заправочных станций для повышения октанового числа.

Промывка топливной системы ацетоном

Сколько именно ацетона необходимо добавлять:

  • Максимально допустимая пропорция — 1 к 10. То есть на 10 литров бензина — 1 литр ацетона.
  • Рекомендуется начинать с меньшей пропорции, примерно 1 к 20. Если это приносит положительный эффект, то тогда её повышают до «нормативных» 1 к 10.
  • Таких «прокаток» следует сделать хотя бы 2 – 3 раза (имеется ввиду, добавлять ацетон в полный бак). Но это больше подходит в качестве профилактической меры.

ВАЖНО! Промывка дизельной топливной системы таким способом — не осуществляется!

Порядок промывки следующий:

  1. Заправить полный бак бензином, рекомендуется использовать А92 (если это не запрещено техническими нормативами, указанных производителем).
  2. В пропорции 1 к 20 — добавить ацетон прямо в бак. Необходимо тщательно соблюдать пропорцию. Добавлять слишком много ацетона нельзя, так как чрезмерно высокое октановое число увеличивает термическую нагрузку и на сам мотор, и на поршневые кольца, что может привести к заклиниванию ДВС (особенно если погода и так жаркая).
  3. Откатать большую часть топлива, выполнить дозаправку.
  4. Добавить ацетон уже в пропорции 1 к 10.

Добавлять ацетон при каждой заправке — не стоит. Все же самостоятельно узнать точный состав топлива, которое автовладелец заливает в бензобак — невозможно. Вполне возможно, что там и так завышенное содержание ацетона (для повышения октанового числа).

Промывка топливной системы Винсом

Винс — это специализированная жидкость для промывки топливной системы, которая растворяет не только смолянистые, но и твердые отложения на жиклерах, форсунках. Подходит именно для бензиновых моторов (как карбюраторных, так и инжекторов).

Промывка топливной системы винсом

Промывка Винсом выполняется следующим образом:

  1. Снять шланги с подачи и обратки топлива, обязательно — после топливного фильтра, а не перед ним.
  2. Соединить 2 шланги с получившимся выходами. Рекомендуется также на впрыск добавить любой сетчатый фильтр.
  3. Оба шланга поместить в емкость с жидкостью для промывки. Стандартная тара для этого подходит не лучшим образом. Одна порция — примерно 500 мл.
  4. Шланги обязательно зафиксировать хомутами.
  5. Завести мотор, убедиться, что он работает исправно. Вывести примерно на 3 тысячи оборотов. Примерно через каждые 2 – 3 минуты обороты поднимать на несколько секунд до 4 тысяч.
  6. Через 10 – 15 минут промывки — опустить обороты до 2000. Выдерживать ещё минут 10.

После — заглушить мотор, дать ему остыть. Через 40 – 45 минут — повторить, но уже с новой порцией Винса.

Промывка топливной системы бензинового и дизельного двигателя (пошаговая инструкция + выбор химии)Заливать Wynn’s непосредственно в топливный бак — запрещено! Это также указано производителем на упаковке жидкости для промывки.

Естественно, что такой набор для промывки — кустарный. Но отзывы автовладельцев показывают, что его эффективность не уступает полноценным промывочным станциям. Динамика разгона после этого становится лучше, расход топлива — снижается. Даже если подключиться через OBD2 к ЭБУ непосредственно в процессе промывки, то можно заметить и стабилизацию оборотов, и постепенное падение уровня потребления топлива.

Нюансы, которые необходимо учесть при таком способе обслуживания топливной системы:

  1. Нужно следить за температурой Винса. При разогреве свыше 60 градусов — останавливать процедуру, так как это может привести к перегреву насоса ТНВД. Его замена обойдется в разы дороже, чем промывка топливной системы в любом СТО.
  2. После обслуживания ДВС рекомендуется заменить топливный фильтр, независимо от того, в каком он был состоянии.

Промывка присадками, добавляемыми в топливо

Полноценной промывку топливной системы двигателя с помощью присадок, что добавляют в топливо, нельзя назвать. Это — профилактическая мера. То есть это поможет избежать образованию засоров, налипания смол и падения мощности. Но если проблемы с работой системы уже имеются, то использования только присадок будет недостаточно.

Промывка присадками, добавляемыми в топливо

В этом плане одними из лучших, по мнению большинства автовладельцев, являются смеси от Liqui Moly. А для дизельных моторов — депрессионные присадки (иногда их именуют как «антигели»), которые не позволяют дизтопливу парафиниться при снижении температуры окружающей среды.

Промывка топливной системы бензинового и дизельного двигателя (пошаговая инструкция + выбор химии)Главный недостаток всех подобных присадок заключается в том, что эффективными они оказываются только при регулярном применении. То есть добавлять требуется в бак при каждой заправке.

Промывка с помощью промывочной станции

Использование промывочной станции — оптимальный «не кардинальный» вариант очистки топливной системы. Лучше всего подходит для моторов, где впрыск осуществляется с форсунок (именно для их очистки процедура и необходима в первую очередь).

Порядок процедуры следующий:

  1. Заглушить мотор, дать остыть.
  2. Отключить питание топливного насоса. Только для него, всю линию оставлять без питания не нужно!
  3. Если после этого блок электронного управления блокирует запуск мотора, то вместо отключения питания насоса — просто снять трубку подачи от ТН.
  4. Сбросить давление, нажав на клапан (на месте снятой трубки).
  5. Снять шланги после топливного фильтра (от системы впрыска).
  6. Соединить со станцией промывки. Шланг обратки — застопорить.
  7. Залить в баллон промывочной станции жидкость для очистки топливной системы. Его следует разместить на высоте (выше капота).
  8. Подать в баллон через редуктор воздух. Базовое давление — 3 атмосферы.
  9. Открыть кран.

6

После этого начинается непосредственно процесс промывки. Сперва мотор на 15 минут заводят (холостой ход). Далее — на 10 минут глушат. После — снова заводят до окончания цикла промывки. Естественно, что не имея должного опыта, процедуру лучше провести в СТО.

Промывка топливной системы форсунок со снятием (ультразвуковая промывка)

Данный вариант обслуживания лучше всего подходит для инжекторов. Весь процесс выглядит следующим образом:

  1. Заглушить мотор, дать остыть.
  2. Убрать декоративную вставку.
  3. Через рампу — сбросить давление, или непосредственно с топливного насоса. В противном случае, при снятии форсунок можно обрызгаться бензинном.
  4. Отсоединить разъемы форсунок.
  5. «Раскачивая» рампу — извлечь её.

В дизельных моторах форсунки удерживаются через резьбовое соединение, но может потребоваться специализированный ключ. Затем их помещают на промывочный стенд (если имеется). После — в ультразвуковую ванну, подключают к коннекторам (через них управляют «раскрытием сопел»). Замачивают в очистителе, сам процесс промывки занимает около 20 минут. Рекомендуется поддерживать температуру очистителя в пределах 60 градусов (если ванна поддерживает такой функционал).

Промывка топливной системы бензинового и дизельного двигателя (пошаговая инструкция + выбор химии)7

Промывка форсунок в режиме кавитации

Один из лучших вариантов промывки форсунок в бензиновых ДВС. Но осуществляется только в условиях СТО, так как используется дорогостоящий стенд. Суть метода заключается в том, что кавитационная зона возникает в канале форсунки. То есть там формируется вакуум, который и «продавливает» все отложения. При этом самой форсунке, игле, керамическим частям никакого вреда процедура не приносит.

Способы промывки в зависимости от пробега

Какой способ промывки топливной системы самый эффективный? Зависит от текущего пробега мотора. Можно руководствоваться следующими правилами:

  1. Если автомобиль практически новый, пробег — до 50 тысяч километров, то оптимальный вариант: промывка топливной системы с добавлением жидкости в бак. Самый простой метод — использование ацетона. По эффективности практически не уступает «фабричным» жидкостям, но обходится на порядок дешевле.
  2. Если пробег мотора — свыше 50 тысяч километров. Тогда рекомендуется использовать промывочные станции. Отдельно для топливной системы и форсунок (на стенде или в ультразвуковой ванне).
  3. Если пробег мотора — свыше 100 тысяч километров и ранее промывка не осуществлялась, то выполняют промывку с разборкой блока или через промывочную станцию (в несколько циклов).

И не следует забывать о замене топливного фильтра через каждые 30 тысяч километров (или чаще, если это рекомендует производитель).

Результаты после промывки топливной системы

После правильной промывки топливной системы как дизельного, так и бензинового мотора (карбюраторного, инжектора) можно рассчитывать на следующий результат:

  • снижение потребления топлива на 10 – 20% от первоначального значения;
  • улучшение динамики разгона;
  • мотор «на горячую» будет заводиться гораздо легче, без излишней нагрузки на стартер;
  • уменьшение расхода масла (так как снижается нагрузка на ключевые элементы ДВС);
  • снижение шума при работе мотора на холостом ходу;
  • уменьшение нагрузки на топливный насос, что положительно скажется на его общем эксплуатационном ресурсе;
  • увеличение эксплуатационного ресурса топливного фильтра (как правило, это становится заметным даже по его цвету).

Именно промывка топливной системы — один из лучших вариантов профилактики широкого спектра поломок как в бензиновых, так и дизельных моторах.

Профилактика загрязнения топливной системы

Самые эффективные советы по профилактике загрязнений топливной системы:

  1. Использовать рекомендуемые производителем марки топлива для заправки. Если в технической документации указано, что необходимо использовать А95, то не стоит заливать в бак А92. Потому что мотор не рассчитан на работу с такой топливной смесью, поэтому сгорать она будет не в полной мере.
  2. Использовать присадки для топлива, предотвращающие загрязнение топливной системы. Стоят они недорого, расход небольшой. Но добавлять необходимо обязательно при каждой заправке! Выбор — огромный. Также рекомендации на этот счет производитель может указывать в инструкции по эксплуатации. Например, у большинства зарубежных авто предоставлены допуска для Liqui Moly.
  3. Вовремя выполнять замену топливного фильтра. Средний их ресурс — 30 тысяч километров. Уточнять эту информацию также следует в инструкции по эксплуатации авто.
  4. Всегда прогревать двигатель перед выездом. В противном случае плотность топливной смеси, моторного масла будет слишком большой. Соответственно, это приведет к образованию загрязнений в блоке цилиндров, в обратке.
  5. Хотя бы 1 раз в год проходить компьютерную диагностику в СТО. Это позволяет на раннем этапе определить недостаточное давление в топливной системе или некорректную работу форсунок. И, при необходимости, устранить данные дефекты.

Загрязнение топливной системы

Цены на промывку топливной системы в 2023

В сервисных центрах предлагают несколько методик промывки топливной системы двигателя:

  • со снятием топливного бака;
  • с выполнением ревизии топливных форсунок;
  • с аппаратной промывкой.

От выбранного спектра зависит и итоговая стоимость. Средние цены в РФ в 2023 году, следующие:

  • использование промывочной станции: от 2500 рублей + стоимость выбранной жидкости;
  • снятие топливного бака и его очистка: от 3000 рублей (входит в комплекс по промывке топливной системы автомобиля);
  • ревизия форсунок: от 1200 рублей (с использованием ультразвука и проверкой на стенде).

В любом случае, получается гораздо дешевле, нежели капитальный ремонт двигателя. Так что стоимость услуги в полной мере себя оправдывает.

Промывка топливной системы — эффективный способ увеличить мощность мотора, снизить расход топлива, улучшить динамику разгону и повысить эксплуатационный ресурс двигателя. Выполнять её рекомендуется через каждые 30 – 50 тысяч километров. В домашних условиях можно воспользоваться специальными жидкостями, которые добавляют непосредственно в топливо. Можно также соорудить самодельную станцию для очистки. Но гораздо проще — обратиться в СТО, где весь необходимый инструментарий для этого уже имеется.

Автомеханик

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в  комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Оцените автора
Ремонт автомобиля своими руками
Добавить комментарий