Почему двигатель троит – причины неисправности, диагностика, советы по ремонту

Троением двигателя называют явление, при котором один или несколько цилиндров не работают полностью или частично. Возникать поломка может по различным причинам. В статье мы узнаем, почему двигателя троит, как установить наличие поломки и можно ли выполнить починку самостоятельно.

Признаки того, что троит двигатель

Потряхивание мотора

Выражение “троение двигателя” возникло в эпоху, когда доминировали четырехцилиндровые движки. Слово “троение” означало, что один из цилиндров вышел из строя, а за всю машину “отдуваются” оставшиеся три исправных цилиндра. Выражение оказалось очень удачным и используется сегодня в отношении движков с любым количеством цилиндров. Установить троение можно по прямым и косвенным признакам – ниже мы рассмотрим 7 основных признаков троения движка.

Потряхивание мотора

Этот признак является основным. Потряхивание мотора может возникать при любом варианте запуска, но особенно сильны колебания на холостых оборотах. В нормальном состоянии вибрацию генерируют все цилиндры, однако колебания при сгорании топлива взаимогасятся. Если один из цилиндров вышел из строя, то частичное погашение вибрации не возникает, что и приводит к потряхиванию. Обратите внимание, что на ранних этапах возникновения поломки потряхивание может ощущаться очень слабо, поэтому проблему обычно диагностируют в случае длительного износа движка.

Образование нагара на свече зажигания

Образование нагара на свече зажигания

Еще один основной признак, который позволяет установить троение двигателя. Свеча зажигания поджигает топливо в камере внутреннего сгорания. Если на ее поверхности образовалось много нагара, то электрическая искра будет уходить в сторону, что будет препятствовать воспламенению топлива. Как следствие – цилиндр с плохой свечой не будет работать, что и приведет к троению движка.

Изменение звука выхлопа

Звук выхлопа образуется в результате сгорания топлива в цилиндрах. Если один из цилиндров не работает либо запускается со сбоями, то будет меняться и звук выхлопа. Изменение звука – хороший “симптом”, который позволяет определить троение даже в самом начале возникновения поломки. Однако с ним нужно быть аккуратным, поскольку он может появиться и в случае других поломок (например, при проблемах с самой выхлопной системой).

Плохой разгон

Из-за выхода из строя цилиндра уменьшается мощность двигателя, поэтому разгон будет осуществляться менее уверенно и быстро. Характерный момент – при троении движение в целом может идти нормально, а проблемы возникают только при разгоне. Если движение идет плохо и после разгона, то это указывает либо на очень плохое состояние двигателя из-за троения, либо на другую поломку.

Увеличение расхода топлива

Увеличение расхода топлива

Этот симптомом возникает не всегда, а отследить его не так уж легко (расходы топлива обычно возрастают на 20-30%). К тому же он может возникнуть и по другим причинам. Поэтому к этому симптомы нужно подходить в комплексе – если наблюдаются и другие нарушения, то можно говорить о троении. Если другие симптомы отсутствуют, следует поискать поломку в другом месте.

Нестабильные обороты

“Удобный” симптом, поскольку его можно очень легко отследить (стрелка на тахометре совершает аномальные колебания). Однако помните, что нестабильные обороты могут возникать и в случае проблем с трансмиссией. Поэтому этот симптом следует также рассматривать в комплексе с другими нарушениями.

Резкие рывки при движении

Нарушение обычно возникает при сильном износе двигателя. На начальных стадиях износа машина с троением двигателя может двигаться достаточно стабильно (нормальное движение будут обеспечивать работающие цилиндры). Поэтому этот “симптом” также рассматривается в комплексе с другими.

Почему бензиновый двигатель троит

  • Выход из строя свечи зажигания. За детонацию топлива в цилиндре отвечает свеча. Если она вышла из строя по какой-либо причине, то автомобильный цилиндр также перестанет работать.
  • Повреждение провода, который подает электричество на свечу. Здесь принцип тот же, что и в предыдущем пункте: вышел из строя провод – не работает свеча – не происходит детонация топлива – не работает цилиндр.
  • Поломка катушки зажигания. Электричество от автомобильного аккумулятора имеет низкое напряжение, а свече для воспламенения топлива нужно высокое напряжение. Катушка преобразования преобразует низковольтный ток в высоковольтный – если она выйдет из строя, то и цилиндр перестанет работать.
  • Утечка воздуха между коллектором и цилиндром. При таком сценарии между клапанами и цилиндром будет возникать большой зазор, что снизит количество выделяемой механической энергии. Поэтому КПД цилиндра сильно упадет.

Причины троения дизельного двигателя

Ремонт двигателя

  • Некорректное соотношения топлива и воздуха в дизельно-воздушной смеси. В дизельном двигателе сгорает не чистое топливо, а его смесь с воздухом. Если топлива или воздуха слишком много, то ухудшится качество сгорания, что приведет к выходу из строя одного или нескольких цилиндров.
  • Не отрегулированные форсунки или запчасти для впрыскивания топлива. Подача дизельно-воздушной смеси должна осуществляться в камеру сгорания с большой точностью. При нарушении подачи топливо не будет детонировать, что выведет цилиндр из строя.
  • Слишком большой зазор между всасывающим клапаном и цилиндром дизеля. Если всасывающий зазор будет очень большим, то резко снизится выработка энергии. Как следствие – снизится эффективность работы цилиндров, что и приведет к троению дизельного двигателя.

Диагностика двигателя

Если есть подозрение, что троит мотор автомобиля, необходимо выполнить диагностику, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие поломки. Диагностику можно выполнить вручную, однако оптимальный вариант – это использование небольшого устройства-сканера. Ниже мы рассмотрим, как правильно подобрать это устройство, как подключить его к машине и как проводится полноценная диагностика.

Чем диагностировать

Сканер для диагностики двигателя

Оптимальным вариантом диагностики будет использование сканера. Он представляет собой небольшое устройство с интегрированной микросхемой, которая подключается в разъем диагностики автомобиля. При возникновении поломки устройство устанавливает наличие неисправности, определяет причины ее возникновения.

Что стоит помнить при выборе автосканера:

  • Устройства бывают двух типов – проводные и беспроводные. В случае устройств первого типа информация о состоянии авто передается на встроенный экран. Беспроводные сканеры устроены по другому принципу – они собирают информацию и передают ее по беспроводному каналу (обычно по Bluetooth) на смартфон или компьютер. Проводные устройства обладают рядом недостатков, поэтому на практике обычно применяются беспроводные сканеры.
  • Информация о возникших поломках обычно выводится в виде ошибок, расшифровка которых отличается от устройства к устройству. Расшифровка обычно прописывается в сопроводительной документации к сканеру. В продаже можно встретить как российские, так и иностранные сканеры. Ценовой разброс большой – от 1000 до 20000 рублей. Примеры неплохих сканеров – OBD2, ELM327 и другие.

Обратите внимание! При выборе следует отдать предпочтение устройству, который сертифицирован производителем (ведь разъемы у разных производителей могут отличаться).

Определяем, почему троит мотор с помощью сканера

Способ подключения и диагностики поломки с помощью сканера зависит от модели устройства. Примерный алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • Купите в любом надежном магазине автомобильных товаров сканер. Неплохие надежные устройства обойдутся Вам в 1,5-3 тысячи рублей. Пример сканера – ELM327

Почему двигатель троит – причины неисправности, диагностика, советы по ремонтуСканер elm327

  • Подойдите к своей машине, внутри салона найдите разъем и подключите к нему сканер. Обычно на устройствах есть встроенные лампочки – они зажгутся при подключении прибора. Обратите внимание, что подключать устройство нужно обязательно при выключенном зажигании.

Почему двигатель троит – причины неисправности, диагностика, советы по ремонтуПодключение сканера для диагностики двигателя

  • Скачайте приложение для мобильного телефона или компьютера для дистанционного подключения к автосканеру, выполните установку программы. Скачать программу можно с официального сайта производителя или на Google Play или App Store. Обратите внимание, что на Вашем устройстве должен быть Bluetooth- или Wi-Fi-адаптер (в зависимости от модели устройства).

Почему двигатель троит – причины неисправности, диагностика, советы по ремонтуПриложение для определения, почему двигатель троит

  • Запустите приложение, найдите свой подключенный автосканер и синхронизируйте его с установленной программой. Формат диагностики неполадок напрямую зависит от программы. Большинство утилит работает по комбинированному типу – они отслеживают состояние всех систем авто (включая двигатель), а в случае обнаружения серьезного отклонения они выдают ошибку с кодом, чтобы водитель смог сориентироваться в своей неполадке.

Троит на горячую – причины и что делать

  • Повреждены свечи зажигания. Для уточнения проблемы демонтируйте свечи и проведите их внешний осмотр. Если на них образовался характерный черный налет либо в самой детали имеется множество трещин и поврежденный – то причина троения действительно в свечи. Самым простым и надежным методом устранения поломки будет замена старой свечи на новую. Если на свече есть черный нагар, то можете попытаться удалить его с помощью наждачной бумаги (обратите внимание, что нужно обрабатывать сами электроды, а вот изоляцию трогать нельзя). Если проблема в трещине, то свечу нужно заменить в обязательном порядке – ремонт здесь будет невозможен.

Почему троит двигатель причина 1

  • Повреждены высоковольтные провода. Передачу электрического разряда на свечи обеспечивает высоковольтный провод – если он вышел из строя, то может возникнуть троение. Установить поломку можно с помощью визуального осмотра (на проводе будут оплавленные фрагменты) либо с помощью специального электрического оборудования. Если тесты показали, что проблема действительно в проводке, то рекомендуется установить новый высоковольтный провод. Можно, конечно, сделать ремонт (срезать поврежденную часть и приделать исправный фрагмент), однако практика показывает, что такой метод восстановления является ненадежным, поэтому через небольшое время двигатель вновь начнет троить.

Почему троит двигатель причина 2

  • Недостаток кислорода в камере внутреннего сгорания. В таком случае топливо в цилиндрах не сжигается полностью, что приводит к троению двигателя. Для диагностики необходимо выполнить осмотр свеч зажигания – если они белого цвета, то дело именно в недостатке кислорода (напомним, что в случае черного нагара проблема непосредственно в свечах – для ремонт нужно просто удалить нагар наждачной бумагой или заменить свечу). Недостаток кислорода может возникнуть по разным причинам – повреждение карбюратора, проблемы с лямбда-зондом, проблемы с датчиком расхода воздуха и другие. Методы починки в данном случае неочевидны – необходимо найти источник проблем, а потом выполнять ремонт. Оптимальный вариант восстановления работоспособности – обращение в мастерскую.
  • Повреждены катушки-преобразователи. Для диагностики катушек, преобразующих низковольтный в высоковольтный ток, рекомендуется использовать мультиметр. Если причина троения именно в катушках, рекомендуется заменить поврежденную деталь, поскольку ручной ремонт в данной ситуации будет проблематичен. Обратите внимание, что троение двигателя из-за неисправности катушек обычно возникает при запуске на горячем – а вот в случае холостых оборотов или при холодном запуске эта проблема не дает о себе знать.
  • Проблемы с генератором. Генератор – достаточно надежная деталь автомобиля, однако в случае его выхода из строя может возникнуть троение. Диагностировать наличие проблемы именно в генераторе достаточно просто – для этого при выключенном двигателе включите фары и посмотрите, как они работают. Если они часто мерцают, то дело в генераторе (нестабильное напряжение). Для ремонта нужно разобрать автомобиль и заменить старый генератор на новый. Приобретать устройство рекомендуется в сервисном центре или у официального дилера.

Обратите внимание! Диагностические и ремонтные работы можно делать самостоятельно, однако новичкам рекомендуется выполнить починку в сервисном центре под присмотром техника.

Если троит на холодную или на холостых оборотах

  • Повреждение свеч зажигания. Троение двигателя из-за плохих свеч может возникнуть и в случае запуска на холодную, а также при холостых оборотах. Методика диагностики и лечения будет стандартной. Произведите демонтаж свечи и выполните осмотр – если есть трещины или нагар, то дело действительно в свечах. Нагар можно счистить с помощью наждачной бумаги, а вот в случае трещины запчасть рекомендуется полностью заменить.
  • Повреждение высоковольтных проводов. Проблемы с высоковольтным кабелем могут приводить к троению и на холодных/холостых оборотах. Методика диагностики будет стандартной – методом осмотра проверьте провод на наличие дефектов и оплавленных мест, при необходимости используйте вспомогательное электрическое оборудование. Методика ремонта также будет стандартной – замените поврежденный провод на новый (старый провод чинить не рекомендуется, поскольку он быстро придет в негодность).
  • Слишком большой тепловой зазор клапанов. Проблем актуальна для старых машин с пробегом более 15 тысяч километров. Для диагностики необходимо проверить зазоры и сравнить их размеры с нормативными показателями. Для ремонта нужно просто потуже закрутить гайки, которые управляют уровнем зазора. Интересно, что троение двигателя в случае горячего запуска возникает редко, поскольку после прогрева металл немного расширяется, что приводит к уменьшению зазора между клапанами, поэтому проблема не возникает.
  • Избыток кислорода в цилиндре внутреннего сгорания. Эта проблема может возникнуть как при горячем, так и холодном/холодном запуске. Возникнуть проблема может по стандартным причинам – проблемы с лямбда-зондом, поврежден карбюратор, некорректно работает датчик кислорода и другие. Выполнять починку самостоятельно также не рекомендуется – лучше обратиться в сервисный центр.
  • Проблемы с форсунками. Проблема актуальна только для двигателей с распределенным или непосредственным впрыском. Если форсунка вышла из строя, бензин может не впрыскиваться в камеру сгорания, что и приводит к троению цилиндра. Диагностику проблемы проводят экспериментальным путем – для этого берется работоспособная и “подозрительная” форсунка с двигателя, они фиксируются в вертикальном положении, к ним подводится источник с жидкостью. Если за фиксированное количество времени они пропустят разное количество жидкости, то дело в нерабочей форсунке. Для ремонта рекомендуется купить новую форсунку и поставить ее вместо старой, поскольку починка в данном случае будет проблематична по техническим соображениям.

Заключение

  • Троение двигателя называют ситуации, при которой один из цилиндров вышел из строя. Установить наличие поломки можно по различным признакам – потряхивание мотора, нагар на свечах, потряхивание машины во время движения и другие.
  • Причины троения могут быть различными. Чаще всего неисправность возникает из-за повреждения свечи, высоковольтного кабеля или катушек-преобразователей. Другие причины – большой зазор между клапанами, избыток кислорода, пролемы с форсунками.
  • Для полноценной диагностики автомобиля рекомендуется подключить к автомобилю небольшое устройство-сканер. Управлять им можно дистанционно с помощью телефона или компьютера. Для управления сканером необходимо установить программу и синхронизировать ее с устройством.
  • Способ устранения поломки напрямую зависит от того, что ее вызвало. Например, если троение двигателя возникло из-за повреждения свечи, необходимо выполнить замену поврежденной запчасти (хотя если неисправность свечи возникла из-за налета, его можно счистить с помощью наждачной бумаги).
Автомеханик

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в  комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Оцените автора
Ремонт автомобиля своими руками
Добавить комментарий