Термин «дорожно-транспортное происшествие» зафиксирован в ФЗ №196 (статья 2). ДТП – это авария, произошедшая при участии одного или нескольких транспортных средств. При этом были повреждены сами автомобили, их грузы, ранены или погибли кто-то из участников дорожного движения (включая пассажиров) или был нанесен иной материальный ущерб.
Рассмотрим, какие аварии бывают, что необходимо делать при их возникновении?
- Что такое дорожно-транспортное происшествие
- Кто является участником ДТП
- Виды дорожно-транспортных происшествий
- Основные причины ДТП
- Кто считается виновником ДТП
- Отдельные случаи дорожно-транспортных происшествий
- Бесконтактные ДТП
- Стоящий автомобиль на парковке
- Столкновение с предметами
- Что делать после ДТП
- Попал в ДТП без страховки: что делать
- Штрафы за создание ДТП
- Возмещение морального вреда и ущерба
- Спорные ситуации при дорожно-транспортном происшествии
- Штрафы после ДТП
Что такое дорожно-транспортное происшествие
ДТП — это авария, возникшая в условиях дорожного движения с участием одного или нескольких автомобилей, мотоциклов, грузовиков, велосипедов или даже гужевого транспорта.
Нужно понимать, что даже пассажир в авто или просто идущий по обочине человек — это тоже равноправный участников дорожного движения. И любая ситуация, при которой одному из них был нанесен материальный ущерб — это дорожно-транспортное происшествие, которое регистрируется согласно действующим законодательным нормативам. ДТП в ПДД также обозначается как любая ситуация на дороге, при которой одному из участников дорожного движении был нанесен ущерб.
Кто является участником ДТП
Согласно пункта 1.2 ПДД, участниками ДТП являются следующие лица:
- Водитель транспортного средства, при участии которого был нанесен материальный ущерб или физический урон.
- Все остальные участники дорожного движения (независимо от того, какой именно транспорт ими использовался), которым был нанесен материальный ущерб.
Соответственно, количество возможных участников — не ограничено. Их может быть и 20, все зависит от характера произошедшего дорожно-транспортного происшествия. «Классический» вариант — это когда 2 участника, но все хорошо знают о ситуациях, когда зимой в гололёд на трассах возникают столкновения одновременно и между 5 автомобилями.
Виды дорожно-транспортных происшествий
Условно выделяют 3 категории возможных дорожно-транспортных происшествий:
- Без пострадавших. То есть, был нанесен какой-либо материальный ущерб, но без физического урона для всех участников дорожно-транспортного происшествия. В данном случае вызывать представителей ГИБДД не обязательно. Можно обойтись только составлением «европротокола» или вовсе устно договориться с виновником о компенсации.
- С пострадавшими. То есть, среди всех участников ДТП есть те, кому был нанесен телесный урон любого типа и ему требуется медицинская помощь. Вызывать сотрудников ГИБДД — обязательно. Если этого не сделать, то каждый из участников ДТП понесет административную или вовсе уголовную ответственность (не только виновник).
- С особо тяжкими последствиями. Сюда относят те ДТП, при которых погибает свыше 5 человек или суммарно больше 10 раненных (пункт 3.1.4 ПДД). Вызывать представителей ГИБДД — обязательно.
Также различают ДТП по степени нанесенного физического урона. Но это возможно только после осмотра пострадавших в условиях медицинского учреждения.
Основные причины ДТП
Практически все дорожно-транспортные происшествия происходят по объективным причинам. Основные среди них:
- Нарушение скоростного режима движения транспортных средств. Как показывает практика, это самая распространенная причина возникновения дорожно-транспортных происшествий. Потому что, к примеру, при скорости движения свыше 100 километров в час и возникновении какого-либо препятствия на дороге общего значения среагировать и остановить полностью автомобиль водитель может не менее чем через 7,2 секунды. Можно догадаться, что во многих ситуациях это попросту не оставляет шанса избежать аварии. Именно поэтому и вводится скоростные ограничения при движении в условиях населенного пункта.
- Проезд на запрещающий сигнал (светофора или регулировщика дорожного движения).
- Несоблюдение безопасного интервала между транспортными средствами во время движения, при парковке.
- Неправомерный выезд на полосу встречного движения.
- Нарушения ПДД.
- Плохое состояние дорожного покрытия. Это приводит к нарушению качества сцепления, что осложняет выполнение любых маневров.
- Алкогольное опьянение. Является одним из грубейших нарушений правил дорожного движения. И невзирая на огромные штрафы, а также санкции в виде временного лишения права управления транспортным средством, такие ситуации возникают повсеместно.
- Погодные условия. ДТП происходят чаще именно после дождей (когда дорожное полотно мокрое), а также в зимний период.
- Отвлекающие факторы для водителя. Это может быть и громкая музыка, и использование мобильного телефона водителем во время движения транспортного средства.
Естественно, это не все причины. Ведь, к примеру, даже если стоявший на парковке автомобиль провалится под землю из-за вышедшего из строя водопровода — это тоже расценивается как дорожно-транспортное происшествие. С единым участником — владельцем транспортного средства.
Кто считается виновником ДТП
В качестве виновника ДТП признается тот гражданин, по вине которого и произошла авария. Это не обязательно водитель транспортного средства. Случайный прохожий, который решил перейти дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, тоже может быть тем, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие.
Остальные категории участников дорожно-транспортного происшествия:
- водитель — лицо, которое управляло одним из транспортных средств, учувствовавших в ДТП;
- пассажир — лица, которые находились в транспортном средстве (помимо водителя), что участвовало в ДТП;
- пешеход — лицо, которое не находилось в транспортном средстве, но является участником дорожного движения (передвигался по проезжей части, по пешеходной, велосипедной дорожке, тротуару).
Все остальные, кто не является участником ДТП, но видел, как это произошло или заснял на видеорегистратор — свидетели. И, по требованию сотрудников ГИБДД, могут быть вызваны для предоставления дополнительных сведений (если в этом возникает необходимость).
Также принято выделять в отдельную категорию велосипедистов. Потому что им для движения по проезжей части не нужно иметь страховой полис, водительское удостоверение. Но все же существуют правила и для них. Например, выезд на дороги общего значения возможен только для граждан, которым исполнилось не менее 14 лет.
Отдельные случаи дорожно-транспортных происшествий
По классификации до 2015 года разделяли следующие отдельные случаи ДТП:
- Столкновение. То есть, когда сталкиваются два или более транспортных средств.
- Опрокидывание. Аварии, в результате которой хотя бы одно из транспортных средств опрокинулось.
- Наезд на стоящее транспортное средство. Авария, при которой один автомобиль ударяется о стоячий. Чаще всего это происходит при парковке или при выезде авто.
- Наезд на препятствие. Имеется ввиду, когда одно транспортное средство ударяется о какой-либо предмет, тем самым нанося материальный ущерб (либо препятствию, либо самому автомобилю, мотоциклу).
- Наезд не пешехода. Авария, где участниками является любое транспортное средство и пешеход.
- Падение пассажира. Чаще всего происходит при использовании мотоциклов, скутеров, велосипедов. Это авария, при которой происходит падение пассажира с транспортного средства.
- Иные виды ДТП.
Бесконтактные ДТП
В отдельную категорию относят так называемые «бесконтактные ДТП». Это аварии, при которых есть явный виновник происшествия. Но при этом он не является участником ДТП. То есть, он создал определенную ситуацию, при которой возникла авария, хотя сам за счет выполненного маневра избежал участия в ней.
Если участники дорожного движения при этом не могут договориться самостоятельно, то следует вызвать патруль для составления протокола о дорожно-транспортном происшествии. Итоговое решение выносит суд.
Если же потенциальный виновник уехал, так как не считает себя виноватым, то это может вовсе расцениваться как сокрытие с места аварии. В некоторых ситуациях за это предусмотрена уголовная ответственность. Современные методики позволяют практически в 100% случаев установить виновника.
Один из распространенных вариантов бесконтактной ДТП — это падение груза. Например, автомобиль едет с прицепом. Он не укрыт тентом, соответственно, груз не закреплен. Из-за сильного порыва ветра часть вещей падает на дорогу общего назначения, едущий сзади водитель не успевает своевременно среагировать, пытается объехать «преграду», но ударяется в авто, что едет по встречной. Можно догадаться, что виновник — это именно владелец прицепа, который не позаботился о правильном креплении габаритного или негабаритного груза.
Бесконтактные дорожно-транспортные происшествия относятся к страховым случаям. То есть, частично нанесенные участникам дорожного движения повреждения будут компенсированы за счет финансовых выплат.
Стоящий автомобиль на парковке
А это — вариант «наезда на стоящее транспортное средство». В такой ситуации виновник должен связаться с владельцем авто и договориться о возмещении ущерба. Если этого сделать не удается по какой-либо причине, то нужно вызвать полицию и составить протокол.
А вот просто оставить свой номер телефона и уехать — это с юридической точки зрения считается как покидание места происшествия. Соответственно, если пострадавший обратится в полицию, то виновник будет отвечать за содеянное по всей строгости закона.
Столкновение с предметами
Это может быть и дерево, и ограничительный барьер в жилом дворе. Если ущерб нанесен только автомобилю, то владелец транспортного средства может не вызывать полицию. Такие аварии тоже относятся к страховым случаям. Но все же рекомендуется вызывать патруль и составлять протокол. Потому что самостоятельно оценить нанесенный ущерб предмету (владельцем которого может выступать даже государство, если это муниципальная собственность) — невозможно.
Если же столкновение с предметом произошло, когда автомобиль не двигался, то это не расценивается как ДТП. Примеры таких ситуаций:
- на припаркованный автомобиль упал снег, оставив вмятину на крыше и разбив лобовое стекло;
- на авто упала ветка с дерева.
В таких ситуациях необходимо обращаться к участковому. Он составит протокол, с которым владелец транспортного средства имеет право обратиться в свою страховую компанию (ОСАГО или КАСКО, в зависимости от имеющихся у него полисов страхования).
Что делать после ДТП
А вот что нужно делать после ДТП детально расписано даже в ПДД. Так что эти правила должен знать каждый водитель, выехавший на дорогу общего назначения. Базовый порядок действий следующий:
- Сразу же остановить автомобиль и оставить его в этой позиции. Это позволит работникам полиции составить правильный план происшествия.
- По возможности — включить аварийную сигнализацию. Естественно, может быть такое, что электрооборудование из-за аварии не функционирует должным образом.
- Установить знак аварийной остановки. Он обязательно должен иметься в каждом автомобиле, мотоцикле, грузовике.
- Все предметы, которые имеют прямое или косвенное отношение к дорожно-транспортном происшествии, оставить на своих местах. Это может быть и россыпь стекла, пластика с бампера.
- Если есть пострадавшие (или подозрение на то, что кому-то был нанесен урон), то нужно сразу же вызвать и скорую помощь, и полицию. Это — обязательно.
Можно ли убирать авто с проезжей части? Если раненных или погибших нет, то можно, но только после фото и видеофиксации произошедшего. И это при условии, что проезд других транспортных средств усложнен (например, возникла пробка).
Если есть раненные или погибшие, то убирать авто можно после фото и видеофиксации, но только если проезд других транспортных средств вовсе невозможен.
Если раненных или погибших нет, то дальнейшие действия участников ДТП могут быть следующими:
- Вместе приехать на пост ГИБДД и составить протокол с представителем полиции.
- Составить протокол самостоятельно (по ФЗ №40). Речь идёт о так называемом «европротоколе». Бланки заблаговременно должны предоставить в страховой компании, с которой у владельца ТС заключен договор.
- Не составлять протокол и не вызывать представителей ГИБДД, но только если участники дорожно-транспортного происшествия не настаивают на этом и составили между собой равноправное соглашение.
Если раненных нет, но между участниками ДТП есть разногласия, то тогда обязательно следует вызывать сотрудников ГИБДД. Они составят протокол и дело в дальнейшем будет рассматривать суд.
Попал в ДТП без страховки: что делать
Если хоть у одного из участников ДТП (имеются ввиду, владельцы транспортных средств) нет страховки, то необходимо вызывать полицию на место аварии. Оформить происшествие по европротоколу в этом случае невозможно (в бланк вносятся данные из страхового полиса в обязательном порядке).
Единственный вариант, при котором никаких последствий для водителя без страховки не будет — это если участники аварии договорятся самостоятельно между собой о компенсации.
Но нужно помнить, что выезд на дороги общего значения без страховки (ОСАГО) — запрещен! За это предусмотрена административная ответственность. Вот только размер штрафа остаётся малым, а ещё его можно оплатить со скидкой в 50%. Именно эти обстоятельства и являются главной причиной того, что водители выезжают на дорогу без действующего полиса.
Штрафы за создание ДТП
Возможные штрафы за создание ДТП:
- предупреждение (если нет претензий со стороны остальных участников дорожного движения, раненные или погибшие — отсутствуют);
- штрафы (максимально возможный — 500 тысяч рублей);
- временное лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 24 месяцев;
- арест (до 15 суток);
- обязательные работы (до 200 часов).
Если же была назначена уголовная ответственность, то наказание определяет суд. Это может быть и лишение свободы, и полная компенсация морального, физического урона.
Возмещение морального вреда и ущерба
Пострадавшие стороны действительно имеют право требовать возмещения морального вреда и ущерба, нанесенного виновником дорожно-транспортного происшествия. Но этим вопросом не занимаются в ГИБДД. Представители полиции лишь устанавливают обстоятельства ДТП, а также какие нарушения были при этом допущены участниками дорожного движения. А вот вопросами компенсации морального вреда и ущерба занимается суд.
Пострадавшая сторона имеет право требовать уплаты любой суммы. Но суд вправе установить «достоверную и правовую» форму компенсации. Иногда для этого также инициируется дополнительная экспертиза.
Спорные ситуации при дорожно-транспортном происшествии
К сожалению, между участниками ДТП нередко возникают разногласия в том, кто именно является виновником. В таких случаях необходимо вызывать представителей ГИБДД. Они составят протокол, а далее дело будет рассматривать суд и выносить решение, кто из участников является виновником.
Рекомендуется вместо этого временно арендовать автомобиль. В дальнейшем понесенные затраты можно включить в общую компенсацию. При спорных ситуациях можно также воспользоваться услугами адвоката (его оплачивает наниматель, но и эти расходы можно включить в общий перечень компенсации).
Штрафы после ДТП
Размер штрафов определяется по КоАП и УК РФ. Некоторые из распространенных санкций:
- Нанесение вреда здоровью, которое классифицируется как «легкие повреждения» — до 2,5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет.
- Нанесение вреда здоровью, которое классифицируется как «средние повреждения» — до 20 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
- За повреждение дорожных знаков, прочих объектов — до 10 тысяч рублей.
- Нанесение вреда здоровью, которое классифицируется как «тяжкие повреждения» — лишение свободы до 3 лет.
- Смерть пострадавшего — лишение свободы до 5 лет или исправительные работы до 4 лет.
СПРАВКА! Погибшим в результате ДТП являются те участники аварии, которые умерли непосредственно на месте происшествия или в течение следующих 30 дней, если основной причиной смерти являются увечья, полученные при столкновении.
По закону, ДТП – авария с участием одного или нескольких участников дорожного движения. Не обязательно ДТП возможны только на дорогах общего значения. Это может быть и парковка, и жилая зона многоквартирного дома. От дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, никто не застрахован.