Внедорожник «Тигр» проектировался в качестве транспортного средства для быстрой перевозки личного состава военных или полицейских подразделений к месту выгрузки. Диверсионная деятельность с применением «Тигра» также входила в целевое назначение броневика. Российский бронеавтомобиль Тигр – техника, идеально подходящая для боевых задач из-за высокой степени защиты и маневренности. Бронированный автомобиль «Тигр» бережет личный состав, укрывая броней людей от обстрелов и воздействия минно-взрывных устройств, защищая их специально установленным бронелистом под днищем авто.
- Как появился бронеавтомобиль «Тигр» (модель ГАЗ-2330)
- Дизайн и конструкция бронемашины Тигр
- Броня и вооружение
- Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
- Двигатель
- Трансмиссия
- Подвеска
- ТТХ «Tiger» и «Hammer» – сравнительная таблица
- Преимущества и недостатки «Tiger»
- Модификации «Tiger»
- Сколько стоит бронеавтомобиль Тигр сегодня
- 60+ фото бронеавтомобиля Тигр
Как появился бронеавтомобиль «Тигр» (модель ГАЗ-2330)
«Тигр» — бронированный автомобиль, спроектирован и производится в России концерном «ГАЗ», имеет повышенную проходимость. Разрабатывался бронеавтомобиль Тигр по запросу компании Bin Jabr Group из ОАЭ. Три первых «Tiger HMTV» в разных комплектациях предназначались международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби, но представители Bin Jabr Group внезапно расторгли контракт на поставку авто. Возможно, это было сделано специально, так как некоторая проектная документация осталась у BJG, и конструкторы компании на базе нашего броневика начали изготавливать свой «Nimr».
«ГАЗ», взяв за основу оставшиеся разработки, создали новый «ГАЗ-2975 Тигр», который презентовали уже в следующем году на МIMS-2002. Зарубежных заказчиков не было, но броневик заинтересовал не Министерство обороны РФ, а МВД Российской Федерации. В серию ГАЗ-2330 пошел в 2005 году, выпуск был налажен ОАО АМЗ (машиностроительный завод в Арзамасе). Горьковский автомобильный завод с тех пор бронеавтомобили «Тигр» не производит.
Дизайн и конструкция бронемашины Тигр
Грузовой и пассажирский отсеки разделены перегородкой. В грузовой багажник умещается 1500 кг груза. Базовая модель армейского или полицейского «Тигра» рассчитана на перевозку 9 пассажиров в салоне, и до четырех человек может дополнительно уместиться в грузовом отделении. Гидроусилитель и независимый торсион делают управление и ход авто плавным, легким, безопасным.
Многоцелевой внедорожник имеет объемный багажник с лестницей над задней дверцей, люк с электроприводом, электрическую регулировку передних сидений и видеокамеру заднего вида.
В расширенной комплектации «Тигр» дооборудуется следующими узлами:
- Электростеклоподъемники.
- Стереоаудиосистема.
- Климат-контроль
- Антиблокирока.
Подвеска, дифференциалы, другие механизмы и устройства заимствованы у БТР-80. Теплый тихий салон, кондиционер, отсеки для боеприпасов, фиксаторы для вооружения, термосы для солдат. Оборудование делает передвижение в броневике более комфортным, а сам автомобиль – гарантирующим выживание экипажа и пассажиров. Так, пневматическая и гидравлическая система тормозов при падении давления сразу разводит тормозные колодки в стороны, а автоподкачка шин функционируют по одному рабочему циклу. МКПП и раздаточная коробка управляются отдельно.
Броня и вооружение
Бронированный многоместный автомобиль разрабатывался, как средство транспортировки солдат к месту ведения боевых действий и для поддержки диверсионных групп. Главная бронезащита – лист брони под днищем. Кузов «Тигра» сварной, сделан из термически обработанных броневых листов 5,0 мм толщиной (7,0 мм у модели броневика СПМ-2). Салон защищен от огневого воздействия легкобронированным противоосколочным тканевым материалом. Днище броневика, кроме броневого листа, дополнительно защищено противовзрывными ковриками. Лобовая броня и бортовое бронирование кузова армейских внедорожников – 5-7 мм.
Крыша внедорожника оборудована бронированной поворотной платформой (360°), рассчитанной на двух стрелков. На платформе можно установить пулеметы крупного калибра (12,7 мм и 7,62 мм) типа «Корд» или «Печенег», АГС-17 или АГС-30. Укладка боекомплекта – в боковых отсеках. В них же – фиксаторы для РПГ, РБУ и ПЗРК. Армейский бронированный автомобиль Тигр оснащается дополнительными осветительными приборами – двумя поисковыми прожекторами с управлением из салона. Существует версия БРШМ с 30-миллиметровой пушкой в отдельном модуле, ЗРК «Гибка-С» и ЗРК «Верба».
Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
Двигатель
Техника работает на 6-цилиндровом двигателе 205 л.с. (150 кВт) с турбокомпрессором Cummins B.
- Габариты бронеавтомобиля: длина 570 см, ширина 220 см, высота 200 см.
- Колесная формула – 4х4 (шины 335/80 R20, все колеса – ведущие с полным приводом).
- Масса в стандартной комплектации – 6000 кг.
- Пробег без дозаправки – 1000 км при расходе ДТ 22 л/100 км.
- Максимальная скорость – 140 км/ч.
- Радиус поворота – 10 м.
- Разгон до 100 км/ч – 32 сек.
- Расход топлива
Рабочий диапазон температур двигателя с водяным охлаждением – 30°С/+50°С. На некоторые версии установлены ЯМЗ-534, Cummins B-180 и Cummins B-21 с объемом 5,9 литра и с турбонаддувом.
Трансмиссия
МКПП Allison на пять скоростей для Cummins B-215 или Praga МКПП для Cummins B-180.
Подвеска
Независимая торсионная подвеска на двухтрубных амортизаторах. Сварная рама, усиленная лонжеронами, является несущей – на нее устанавливаются все узлы авто и крепится высокопрочный стальной кузов из листового проката. Автоматическая подкачка шин, 2-х ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом от ГАЗ-3937 – параметры бронеавтомобиля в базовой комплектации. Модели для гражданской эксплуатации могут комплектоваться 6-ступенчатой АКПП Allison 1000 производства США.
ТТХ «Tiger» и «Hammer» – сравнительная таблица
Бронеавтомобиль разрабатывался, как противовес HMMWV США. Поэтому в таблице приведены основные параметры российского «Тигра» и американского «Хаммера», кроме тех, которые были указаны выше:
Бронеавтомобили РФ и США | Tiger | Hammer |
Клиренс, см | 40,0 | 40,5 |
Колесная база, см | 330,0 | 330,0 |
Колея, см | 185,0 | 165,0 |
Размерность шин | 335/80 Р20 | 370х125 R16.5 |
Допустимый угол подъема и падения | 32°-30° | 60° |
Предельная глубина брода, см | 120,0 | 76,0 |
Допустимый крен на косогоре | 30° | – |
Эти бронемашины схожи в одном – у обеих платформа собрана на раме, принимающей форму любого кузова. На американском Хаммере в основном устанавливается АКПП 4-ступенчатая, на российском армейском броневике – МКПП. Для гражданской эксплуатации авто могут оснащаться автоматической коробкой передач.
Преимущества и недостатки «Tiger»
ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:
- Повышенная проходимость.
- Комфортные условия для пассажиров.
- Модульное построение позволяет оснащать броневик разным вооружением и армейскими устройствами.
- Работа на разном топливе.
Недостатки:
- Низкий порог защиты от минно-взрывных устройств.
- Сварной корпус.
- Высокая стоимость в закупке.
Отзывы военных в основном положительные.
Модификации «Tiger»
Серийно военно-полицейский автомобиль производится в нескольких модификациях:
- ГАЗ-233034 или СПМ-1 с тремя степенями защиты от огнестрельного оружия.
- ГАЗ-233036 или СПМ-2 с пятью уровнями баллистической защиты.
- ГАЗ-233014 – полевой броневик.
- Командно-штабная машина Р-145БМА.
- ГАЗ-233001 без бронирования, разрабатывалась специально для передвижения по пересеченной местности и бездорожью.
Модификация бронеавтомобиля «Тигр-М» имеет три модификации:
- Многоцелевая модель АМН-233114.
- Автомобиль спецназначения АСН-233115.
- Бронированная автомашина СБМ ВПК-233136.
На МВТФ «Армия-2017» был показан связной автомобиль Tiger-US – аналог КШМ на базе серийного военно-полицейского внедорожника.
- Российские «Tiger» в разных вариантах производятся в КНР на Пекинском автозаводе Tianjin Auto – версии YJ2081C, YJ2081A, YJ2081B, YJ2120D, YJ2080B, YJ2080C1, YJ2080C, YJ2080C2.
- Канадский аналог российского «Тигра» – военный броневик Streit Group Falcon-APC компании «Streit Group».
- «Лис-ПМ» – белорусская версия российского «Тигр-М».
Сколько стоит бронеавтомобиль Тигр сегодня
Ценовой диапазон военного авто позволяет закупать броневики исключительно военным структурам – Минобороны РФ, МВД и т.д. Штучные версии гражданских авто покупают частные лица. Самый доступный «Tiger» на сегодня оценивается в $73000, самые дорогие модели бронеавтомобилей Tiger могут стоить до $120000.
60+ фото бронеавтомобиля Тигр