Механические повреждения на автомобиле – неизбежность, обусловленная эксплуатацией техники в разных условиях. Мелкие или глубокие, старые или свежие – царапины на скорость езды не влияют, но все автовладельцы желают видеть свою машину новенькой, как с конвейера. Повреждения панели приборов или обивки салона, подлокотников или стекла могут чрезвычайно испортить взгляд на внутренний интерьер и заставить автомобиль выглядеть старым, потрепанным или неряшливым.
- Основные виды царапин
- ТОП-16 способов убрать царапины на панели автомобиля
- Загладить царапины феном
- Полировка специальной пастой
- Убрать повреждения обычной зажигалкой
- Корректирующий карандаш
- Эпоксидный клей
- Полироль для маскировки царапин
- Полировка воском
- Шлифовка мелких повреждений
- Зубная паста для полировки царапин
- Работа с порошком угля
- Полировка обувным кремом
- При помощи копировальной бумаги
- Масло машинное
- Паста ГОИ
- Уайт-спирит
- Детская присыпка из талька
- Убираем царапины на стекле своими руками
- Как защитить салон автомобиля от царапин
Основные виды царапин
Быстро, недорого, не прибегая к услугам профессионалов, своими силами можно ликвидировать только неглубокие повреждения, различимые под фиксированным углом, незаметные на мокрой краске или пластике. Мелкие царапины повреждают верхний слой ЛКМ или пластмассы, и заполировать их можно элементарно. Технология ремонта выбирается в зависимости от масштабов повреждения покрытия.
Классификация повреждений:
- Глубокая царапина – тяжелое повреждение, затрагивающее лакокрасочное покрытие детали, грунтовочный слой и основной материал. Если такие царапины не трогать, то со временем разовьется коррозия – металла, пластика, стекла.
- Дефект средней тяжести – прошла через ЛКП, добралась до грунтовки;
- Мелкие царапины затрагивают только поверхностный слой.
ТОП-16 способов убрать царапины на панели автомобиля
Отделка салона – это чаще всего мягкий пластик, покрытый глянцем или текстурными полимерами. Шлифовка или полировка таких изделий проводится только пластичными податливыми материалами, не содержащими абразивных веществ.
Пластик для наружных элементов декора и защиты кузова делают в основном из сплава реактопласта и пропилена, или стекловолокна. Состав повышает прочность композитного материала, поэтому царапины с таких элементов удаляют только насадками с включением абразива. Пластик в салоне подобные шлифовальные насадки разрушат полностью.
Представляем рейтинг актуальных и недорогих, но эффективных средств, способных быстро удалить царапины на пластмассе внутренней отделки автомобиля.
Загладить царапины феном
Не обязательно покупать профессиональный строительный фен – хватит и температурного воздействия обычного бытового прибора. Суть процесса в нагревании пластика, царапина на котором затягивается при размягчении материала. Идеальная ликвидация повреждения не гарантирована, но царапину получится замаскировать или сделать меньше.
Опасность перегрева вызовет расплавление и деформацию детали.
- Включить фен на предельную мощность.
- Прогревать поверхность волнообразными движениями, а не в одной точке.
- Медленно уменьшать расстояние до царапины.
Горячую поверхность трогать не рекомендуется до полного остывания!
Если повреждение исчезло не полностью, попробуйте полировку – технология описана ниже.
Полировка специальной пастой
Полировка пластмассовых деталей в салоне машины проводится специальными средствами, приобрести которые можно в автомагазине. Любая полироль содержит абразив, который зашлифовывает царапины, а воск в составе смеси полирует поверхность.
- Полировка проводится вручную – средство наносится на кусочек фетра или мягкого войлока.
- Можно полировать деталь специальной машинкой с мягкими насадками из войлока.
Важно: при высоких оборотах полировального круга пластик может «поплыть», поэтому внимательно следите за количеством полироли и скоростью вращения круга.
Убрать повреждения обычной зажигалкой
Открытое пламя работает так же, как и фен -нагревает пластик.
- Удаляют повреждения на пластике, перемещая зажигалку по всей поверхности повреждения.
- Остывшая деталь протирается тампоном, смоченным в спирте, для удаления сажи и нагара.
- Правильно подобранный темп и сила огня хорошо восстанавливает пластик.
Внимание: открытый огонь – это всегда опасность, особенно в салоне автомобиля с быстро возгораемыми материалами. Следует соблюдать меры противопожарной безопасности.
Корректирующий карандаш
Задача реставратора – подобрать правильный цвет корректора.
- Поврежденный участок тщательно чистят спиртом и сушат.
- Заполняют корректирующим карандашом углубления, царапины, сколы, трещины.
- Через время, указанное в инструкции, снимают лишнее вещество, полируют локацию.
Желательно потренироваться на пластике похожего цвета и текстуры, чтобы подобрать оттенок карандаша – после обработки царапины изменить цвет полосы будет уже невозможно.
Эпоксидный клей
К эпоксидной смоле всегда идет инструкция по приготовлению состава.
Дальше работаем по следующему алгоритму:
- Залить смесь компонентов на проблемный участок.
- Дать клею затвердеть согласно инструкции.
- Зашкурить место мелкой шлифовальной бумагой.
- Отполировать отреставрированный участок.
Если пластик темного цвета, можно попробовать добавить в эпоксидку нитроэмаль соответствующего оттенка, чтобы проще было восстанавливать цветовое соответствие поврежденного участка после высыхания эпоксидной смолы.
Полироль для маскировки царапин
Мелкие царапины, микротрещины и вмятины надежно ликвидируются специальным полировальным составом.
- Использовать жидкость очень просто – восстановительный гель, крем или жидкий раствор наносят на пластиковое изделие с помощью губки, ткани или кисточки.
- Смесь оставляют до затвердевания вещества (время реакции указывается на флаконе или баллоне).
- После высыхания реставрируемого участка его полируют той же губкой или тканью. Можно использовать шлифмашинку с фетровым полировальным кругом.
Актуальны полироли брендов «Displex» или «Disc Repair». Их химический состав активно реагирует на пластик, закрывая поврежденные места равномерным слоем и нивелируя визуальные криволинейности в местах преломления света на царапине. Поэтому оптические дефекты исчезают.
Полировка воском
Удалять с пластмассовых изделий царапины и другие мелкие механические дефекты поверхности можно восковым составом брендов «Farecla», «Жидкий Воск», «Turtle WAX Wax It Wet» и других производителей.
- Химическая формула состава безвредна для ПВХ изделий, композитных и полимерных деталей.
- На мелкие царапины средство наносится сразу, без предварительной очистки и полировки.
- Глубокие механические дефекты (трещины, сколы, вмятины), поверхность сначала зачищается шлифовальной бумагой.
После шлифовки и удаления воска поверхность полируют любым известным способом и средством – от мебельной полироли до кусочка сухого фетра.
Шлифовка мелких повреждений
Шлифование – самый безопасный способ удаления царапин, но он не всегда дает ожидаемый результат.
- Перед работой с поверхности детали удаляется грязь, жир, вода, изделие нужно хорошо просушить и охладить.
- Шлифовка проводится в ручном режиме или при помощи шлифмашинки. Инструмент настраивают на минимальное вращение диска, поэтому процесс будет долгим.
- Пыль, которая появляется при шлифовке, нужно обязательно удалять, чтобы она не создавала новых мелких царапин.
Использовать эту технологию для ЛКП автомобиля не нужно – механическое воздействие на краску может повредить ее верхний слой.
Зубная паста для полировки царапин
Зубная паста может быть любой – с абразивом или без, в виде разноцветного геля или однотонной.
- Нанести каплю пасты из тюбика на поврежденный пластик.
- Зубная щетка должна быть мягкой – ею работают круговыми движениями, полируя дефектный участок. При необходимости можно капнуть 2-3 капли воды.
- В процессе работы пасту можно добавлять или удалять для оценки качества полировки.
По окончании работы протереть отреставрированный участок сухой мягкой тканью – фетром или велюром.
Работа с порошком угля
Способ применяется только для пластика черного цвета. Это может быть обычный древесный уголь или другой минерал мягкой марки – не антрацит. Вместо этого природного материала можно купить обычный активированный уголь в аптеке.
- Растереть кусочек угля или таблетку в мелкий порошок и втереть в трещину.
- Пластиковое изделие протереть сухим фетром.
- Порошок из угля покрасит внутренние поверхности царапины, а пластик вокруг повреждения останется чистым.
На черном фоне царапина станет менее заметной или совсем исчезнет.
Полировка обувным кремом
Крем для обуви подбирают схожего с пластиком цвета. Консистенция крема – любая.
- Предварительно деталь чистят от пыли и жира, после чего натирают обувным кремом, используя ткань, замшевую тряпочку или мягкую обувную щетку.
- Крем должен высохнуть полностью, и время высыхания определяется густотой состава.
- После подсыхания излишки обувного крема удаляют теми же материалами.
Желательно использовать обувной крем только для труднодоступных мест, так как даже тот объем состава ,который останется в царапине, будет пачкать руки или одежду.
При помощи копировальной бумаги
В любом отделе с канцелярскими товарами можно купить копировальную бумагу – «копирку».
- Чтобы закрасить (не удалить, а именно замаскировать) царапину или другой мелкий дефект поверхности, пластик сначала очищают от жира, грязи и влаги салфеткой или сухой тканью.
- Красящим слоем листа копирки натирают поврежденный участок.
- Мелкие потертости исчезают моментально, глубокие царапины оптически тоже хорошо маскируются, но тереть придется дольше.
Краска с листа копирки не пачкает руки или одежду, держится долго и надежно.
Масло машинное
Использовать рекомендуется чистое машинное масло любой марки. Отработку, даже чистую на вид, лучше не втирать в составе такого масла могут присутствовать присадки, портящие пластик.
- Масло втирается в деталь с царапиной мягкой тканью.
- Полируют поверхность фланелью.
Важно: деталь из пластика не должна быть окрашенной, иначе втирание машинного масла будет бесполезным – краска растворится, смоется вместе с маслом, а царапина останется видимой.
Паста ГОИ
ГОИ – паста для полировки оптических приборов, разработанная в Государственном Оптическом Институте еще в СССР. В продаже есть и паста в виде бруска зеленого цвета, и специальные профессиональные тряпочки, пропитанные пастой ГОИ.
- Перед ликвидацией дефекта поверхности на пластиковой детали поверхность обязательно обезжиривается.
- Работать можно даже с прозрачным пластиком.
- В зависимости типа пластика (матовая или глянцевая поверхность прозрачная деталь) покупать нужно определенную марку пасты. Как с ней работать, указано в инструкции.
Стандартная технология полировки – втирание. Это можно делать руками или шлифмашинкой. Любой процесс займет достаточно много времени для достижения идеального эффекта, так как паста имеет в составе абразив, частицы которого измеряются в микрометрах.
Уайт-спирит
Уайт-спирит используется для растворения пластика. Чтобы заделать мелкие или глубокие царапины, соблюдайте наши рекомендации:
- Расплавить кусочек пластмассы, по составу такой же, как на реставрируемом месте.
- Растворить мягкий пластик в уайт-спирите.
- Втереть жидкую смесь в царапину.
- Подождать, пока мягкий состав не затвердеет, отполировать поверхность перечисленными выше методами.
При работе с уайт-спиритом соблюдайте меры предосторожности – жидкость легко воспламеняемая и достаточно токсичная.
Детская присыпка из талька
Детскую присыпку на основе мелко истертого талька можно купить в любой аптеке. Как пользоваться порошком:
- Сухое вещество развести водой до пастообразного состояния.
- Взять состав на фетровую тряпочку или на ватный диск, втереть в царапину круговыми движениями.
- После высыхания участка излишки удалить сухой тканью.
Полировка тальком отнимает много времени, поэтому можно воспользоваться шлифмашинкой с диском из фетра. Зато участок с царапиной после полировки ничем не будет отличаться от целого пластика.
Убираем царапины на стекле своими руками
Для понимания степени повреждения и оценки будущего ремонта стекла по царапине проводят ногтем. Если чувствуется выемка, а ноготь цепляется за стенки углубления, царапина трактуется, как глубокая. Такое повреждение самостоятельно можно исправить, если царапина возникла от грязи под дворниками или вследствие неряшливого неправильного мытья машины. Если царапина появилась от камней, отлетевших из-под колес, справиться сможет только специалист. В любом случае, глубокое повреждение стекла полностью ликвидировать не выйдет – только на 50-60%.
Проверенные способы и вещества, удаляющие царапины с лобового стекла своими силами:
- Паста ГОИ.
- Зубной порошок или паста.
- Шлифовальная шкурка.
Все продукты полируют поверхность, а глубину полировки и качество поверхности придется выбирать хозяину. Эти параметры зависят от времени шлифовки, качества полироли и терпения.
Как защитить салон автомобиля от царапин
В качестве защитных средств для салона машины лидирует автохимия и простые дедовские методы.
- Автосредство по уходу за салоном машины Waxoyl UPT после распыления покрывает панель и другие элементы тонким слоем защитной пленки. Этот кристаллический слой – водоотталкивающий и воздухопроницаемый, защита переносит длительные механические нагрузки, не любой поверхности ее не видно.
- Защитные жидкости Ceramic Pro (для кожаных и текстильных покрытий) и Ceramic Pro Plastic (для пластика автомобиля) создают водоотталкивающий эффект на пластиковых поверхностях, повышают износостойкость, делают детали невосприимчивыми к УФ излучению и выгоранию на солнце.
- Народный способ – защита чехлами. Даже на подлокотники дверей авто можно пошить или заказать прочные чехлы, которые защитят кожу или пластик от повреждений.
В линейке товаров активной защиты можно найти десятки и сотни названий средств автомобильной химии общего и узкоспециального назначения. Важно правильно реализовать результат.
По статистике, 85% автомашин царапаются в первые 6-12 месяцев эксплуатации. Если правильно ухаживать за салоном, кузовом, деталями наружного и внутреннего дизайна, то автомобиль в любом возрасте будет выглядеть, как новый! А выбор средства и способа устранения царапин выбирается для каждой ситуации отдельно.