Потребление автомобилем большого объема масла отражается на бюджете автовладельца. Для транспорта последствия также бывают плачевными, вплоть до капитального ремонта. Чтобы предотвратить перерасход денег на покупку смазывающей жидкости, ремонт машины, предлагаем разобраться – почему большой расход масла в двигателе, возможные варианты решения проблемы и куда отвезти авто.
- Нормальный расход масла
- Для атмосферных ДВС
- Для дизельных моторов
- Норма для турбированных двигателей
- Расход масла в цифрах – как правильно рассчитать
- Калькулятор расхода моторного масла в двигателе
- Почему расход масла в двигателе увеличился
- Поломка масляного фильтра
- Износ прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)
- Вязкость смазки не соответствует техническим характеристикам авто
- Чрезмерное давление картерных газов
- Выход из строя маслосъемных колпачков
- Выход из строя колец поршня
- Деформация стенок цилиндров мотора
- Нужна замена сальников коленчатого или распределительного валов
- Горит значок «Давление масла» – причины
- Недостаточный уровень жидкости
- Неправильная вязкость
- Фильтр низкого качества
- Загрязненный фильтр
- Датчик уровня масла неисправен
- Допустима ли замена масла при большом расходе в автомобиле
Нормальный расход масла
Необходимо понимать – любой двигатель расходует смазку. Это случается в результате ее подачи на стенки цилиндров для смазывания механизмов цилиндропоршневой группы (ЦПГ). Незначительная часть масла остается на стенках, сгорает с топливной смесью.
Для легковых машин в пределах нормы считается расход масляной жидкости в диапазоне 0,005%-0,025% или 5-25 г на сто литров бензина (дизеля) или на тысячу километров. Если мотор старый, норма увеличивается до 100 г. Для дизельных, турбированных моторов данное значение еще больше.
Для атмосферных ДВС
Нормальным считается потребление 5-25 г на 100 л бензина (для новых машин). В процессе обкатки нового авто узлы и элементы двигателя притираются, этот процесс сопровождается увеличенным расходом смазки, но постепенно показатель снижается и соответствует рекомендованным производителем значениям. Когда авто подержанное, расход увеличивается до 100 г, это не считается поломкой.
Насторожиться нужно, когда машина начинает потреблять более 300 г масла на сто литров бензина. При таком показателе значительно повышается вероятность заклинивания мотора. Рекомендуется посетить СТО.
Для дизельных моторов
Поскольку расход на угар масла в дизельном двигателе существенно выше, чем в бензиновых моделях, количество жидкости требуется больше. Допустимая норма расхода масла на 1000 км – 30-50 г. Автосервис необходимо посетить, когда потребление возрастает до 200 г топлива.
Допускается незначительное увеличение расхода топлива, когда авто эксплуатируется под нагрузкой, например, в непростых условиях, транспортирует тяжелый груз.
Норма для турбированных двигателей
В силовом агрегате, укомплектованном турбонагнетателем, максимально допустимый расход топлива значительно превышает данный показатель для традиционного двигателя внутреннего сгорания. Правило актуально для бензиновых, дизельных моторов.
Турбомоторы – мощные механизмы, а так как потребление смазывающей жидкости связано с мощностью агрегата, допустимая норма для них самая высокая. Моторы, оснащенные одной турбиной, потребляют до 80 г жидкости на каждые сто литров бензина или дизельного топлива. Когда турбин две, норма потребления увеличивается в несколько раз. Если турбомотор изношенный, расход может достигать 1 литра на 1000 км, но когда значение еще больше, следует обратиться в автомастерскую.
Расход масла в цифрах – как правильно рассчитать
Чтобы определить норму потребления смазывающей жидкости, используют не пробег транспорта, а расход масла на каждые сто литров топлива. По мнению экспертов, данный показатель наиболее точный, поскольку в бесконечных городских пробках жидкость расходуется активнее.
Для расчета нормы потребления масла двигателем используют формулу, где учитываются: тип мотора, объем масляной жидкости, количество используемого топлива, техническое состояние поршневой группы.
1. Объем потребления масла за один цикл работы мотора – с момента замены до следующей замены.
Qy = ∑q + (Qз-Qсл), где:
∑q – масляная жидкость, доливаемая на протяжении одного цикла;
Qз – масло, заливаемое при заправке;
Qсл – объем масла, слитого при замене.
2. Расчет расхода масла на сто литров топлива.
Mз = V / (P*k), где:
V – объем системы смазки мотора;
P – объем расходуемого топлива;
k – коэффициент износа поршневой группы (для бензинового двигателя – 1,15, для дизельного – 1,25, для турбированного – 1,3).
Калькулятор расхода моторного масла в двигателе
Почему расход масла в двигателе увеличился
Повышенный расход масла может быть спровоцирован множеством причин, одни лежат на поверхности и легко устранимы, а другие – требуют тщательной диагностики и сложного ремонта. Чаще всего, «масложор» вызван неисправностями двигателя, а также особенностями эксплуатации транспортного средства.
Поломка масляного фильтра
Возможные причины:
- некачественно или совсем не закручен корпус фильтра;
- деформация корпуса (деталь изначально была бракованная или низкого качества);
- уплотнительная прокладка пришла в негодность.
Решение проблемы: заменить фильтр и залить новое масло, если есть необходимость, специалист чистит масляную систему.
Износ прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)
Происходит такое по двум причинам:
- использование бензина низкого качества;
- изношенность наступила по причине температурных перепадов;
- некачественно выполнена замена прокладки.
Характерный признак – начинает дымить двигатель.
Решение проблемы: заменить прокладку ГБЦ и сделать это не позднее, чем через 10 тысяч километров.
Вязкость смазки не соответствует техническим характеристикам авто
Если залить масло более высокой вязкости, чем рекомендует производитель, поршневые кольца не смогут справляться со своей функцией. Часть масла будет оставаться на стенках цилиндров. В результате смазка попадает в камеру сгорания, происходит перерасход.
Смазка низкой вязкости необходимы двигателям нового поколения. Старые моторы работают на жидкостях высокой вязкости. При выборе конкретного масла придерживайтесь рекомендаций производителя.
Чрезмерное давление картерных газов
Это случается при износе мотора. Эксперты рекомендуют поступить следующим образом:
- провести диагностику двигателя;
- проверить исправность клапана картерных газов, в случае неисправности провести ремонт или полную замену;
- при наличии фильтра очистки картерных газов провести его чистку.
Когда неисправность будет устранена, систему вентиляции картерных газов нужно промыть.
Выход из строя маслосъемных колпачков
Естественный износ колпачков происходит по причине температурных перепадов, они теряют эластичность и не справляются со своей задачей – на ходовой части клапана остается смазывающая жидкость, образуется нагар, расход масла резко увеличивается. Чтобы заменить сальники, необходимо разобрать двигатель.
Поскольку маслосъемные колпачки выполняют важную функцию, а их замена – достаточно сложный процесс, выбирать нужно продукцию проверенных брендов.
Выход из строя колец поршня
В процессе эксплуатации поршневые кольца изнашиваются, поскольку происходит трение о стенки цилиндров. Когда степень износа достигает критического значения, определенная часть масла сгорает с топливом. Определить поломку можно по изменившемуся цвету и запаху выхлопных газов, также появляется запах горелого масла. Еще одна причина износа колец – недостаточный уровень охлаждающей жидкости, таким образом, мотор перегревается, а кольца на сленге водителей «залегают».
Решение проблемы: замена поршневых колец. Такой ремонт сложный и затратный, поскольку требует полного разбора двигателя.
Существует и другая причина поломки поршневых колец – их закоксованность. Причина – выбор неправильного масла или масла плохого качества. Решение – раскоксовка специальным средством.
Деформация стенок цилиндров мотора
Причина – естественный износ блока цилиндров. Такая ситуация происходит, как правило, в автомобилях с большим пробегом. В результате часть масла оказывается в камере сгорания из-за неплотного прилегания колец к стенкам блока цилиндров. Определить проблему можно по характерному дыму синего цвета.
Решение проблемы: потребуется расточить блок, чтобы вернуть цилиндрам первоначальную форму. Ремонт сложный и дорогой.
Для двигателей, выполненных из алюминия, деформация блока цилиндров – процесс естественный. Происходит такое из-за сильного перегрева.
Нужна замена сальников коленчатого или распределительного валов
Износ случается из-за температурных перепадов, а также по причине механических повреждений. Кроме этого, сальник выходит из строя, когда неправильно подобрано масло и жидкость разъедает деталь.
Диагностика этой проблемы – задача сложная, поскольку визуально эту деталь невидно. Определить поломку можно по характерным следам масла в том месте, где соединяются коленчатый вал и коробка передач.
Решение проблемы: демонтаж коробки передач и замена сальников. Работа достаточно сложная, но обойдется недорого.
Горит значок «Давление масла» – причины
Индикатор неактивен при запущенном двигателе и достаточном объеме жидкости. Когда загорается лампочка давления масла, уровень смазки уже критически низкий. При проверке щупом на нем может вовсе не остаться следов жидкости. Другие причины – низкое давление в масляной системе мотора, поломка индикатора уровня масла.
Первое, что должен сделать водитель, – остановить машину. В противном случае уже через несколько километров двигатель “умрет”.
Недостаточный уровень жидкости
Когда уровень жидкости падает ниже допустимой нормы, загорается соответствующий датчик. Индикатор горит постоянно. Иногда индикатор активизируется на несколько секунд, затем гаснет. Такое случается, когда машина едет по дороге вверх или вниз. Масло переливается на одну из сторон картера, датчик может отреагировать.
Решение проблемы: замерить уровень жидкости, добавить необходимый объем.
Неправильная вязкость
Проблема характерна для низкотемпературной вязкости. Когда смазка на морозе густеет, система не прокачивает ее, давление падает, соответственно, реагирует индикатор. Вязкость смазки меняется по мере эксплуатации, масло загрязняется и густеет, соответственно, датчик будет указывать на проблему.
Решение: использовать масло вязкости, рекомендуемой производителем. Также необходимо своевременно менять смазку, периодичность указана в технической документации.
Фильтр низкого качества
Некачественным считается фильтр, в конструкции которого отсутствует или не полностью выполняет заданную функцию обратный клапан. Именно он не позволяет маслу полностью вытекать из фильтра. Когда жидкость полностью стекает в поддон картера, при запуске мотора система некоторое время набирает давление, в результате детали быстро изнашиваются. О проблеме сигнализирует индикатор, который активизируется при запуске авто, а через несколько секунд или минут гаснет.
Загрязненный фильтр
По мере загрязнения масляного фильтра в системе снижается давление, также повышается нагрузка на масляный насос, он быстро изнашивается. О проблеме подскажет индикатор, который активен на малых или холостых оборотах.
Решение проблемы: регулярно менять масло, использовать жидкость подходящей вязкости, а также менять масляный фильтр с периодичностью, указанной производителем.
Датчик уровня масла неисправен
Возможны два варианта. Первый – лампочка светится постоянно, поскольку «залип» ползунок датчика. Это происходит, когда при слишком большом уровне масла ползунок «тонет» в нем.
Бывает противоположная ситуация – датчик никак не реагирует на уровень масла. Это означает, что при критическом уровне жидкости индикатор не загорится. Определить реальный уровень масла можно вручную, используя щуп.
Допустима ли замена масла при большом расходе в автомобиле
Достаточный уровень масла гарантирует эффективную, исправную работу двигателя. Хорошей привычкой станет регулярная проверка уровня жидкости, если в машине отсутствует электронный индикатор или он неисправен.
На масляном щупе есть две отметки – минимум и максимум, расстояние между ними соответствует 1 литру масла. Оптимальный уровень жидкости – посередине между минимумом и максимумом.
Чтобы понять – нужно ли доливать масло, машину нужно поставить на ровную площадку, подождать несколько часов, чтобы двигатель остыл, и провести замер щупом. Когда замер уровня жидкости нужно провести экстренно, двигатель заглушают хотя бы на 5-15 минут.
Основные правила:
- уровень масла на щупе ближе к отметке максимум – доливать жидкость не нужно;
- уровень масла ближе к отметке минимум – долейте 300-500 мл жидкости;
- уровень масла ниже отметки минимум – долейте один литр масла и проверьте его уровень через 5-10 минут.
Когда масло приходится доливать через каждую тысячу километров, рекомендуем обратиться к специалистам, вероятнее всего, есть неисправность. В технической документации к авто указан допустимый расход масла, сколько можно доливать жидкости, и периодичность его замены.
Чем поможет полная замена масла:
- за счет большой скорости слива интенсивно удаляются скопившиеся загрязнения;
- новое масло обладает отличными моющими качествами, двигатель хорошо промывается, в том числе, мелкие детали;
- загрязнения оказываются в масляном фильтре, и они не скапливаются в картере;
- свежее масло незначительно, но восстанавливает эластичность элементов из резины.
Контролировать уровень масла – прямая обязанность каждого водителя. Так, вы будете уверены, что двигатель работает продолжительное время, в оптимальном режиме, без необходимости ремонта. Обязательно используйте масло с необходимой вязкостью, которая рекомендована производителем.
Если авто потребляет масло свыше установленной нормы, помните, что доливание смазки – частичное и временное решение проблемы. В конечном итоге эта временная мера лишь усугубит ситуацию. Как только вы заметили, что увеличился расход масла, обратитесь к специалисту, чтобы выявить причину утечки и устранить ее.