Можно ли смешивать тосол, антифриз и что будет, если смешать

На полках автомагазинов представлено несколько видов охлаждающих жидкостей, которые отличаются цветом, составом, ценой. Но назначение у них одно. Значит, можно смешать тосол и антифриз без вреда для автомобиля? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Антифриз или тосол

Различия антифриза и тосола

Для охлаждения двигателя могут использоваться три вида жидкостей:

  • вода — самый первый вид охлаждающей жидкости. Применяют только дистиллированную или очищенную. ПО понятным причинам в современных автомобилях от воды отказались;
  • тосол — продукт советской химической промышленности. Создавался как альтернатива иностранным охлаждающим жидкостям. Изначально имел минеральный состав, заливался в охлаждающую систему ДВС из чугуна. Появление двигателей из легкосплавных материалов заставило производителей изменить состав — были исключены присадки, вызывающие коррозию деталей. Состав стал органическим;
  • антифриз (antifreeze – “против замерзания”) – зарубежный аналог отечественной охлаждающей жидкости.

Тосол и антифриз имеют разный состав и эксплуатационные характеристики. Иногда их смешивают, пытаясь получить обогащенный состав. Но результатом химической реакции может стать вещество, которое нарушит работу основных узлов и агрегатов автомобиля. Тогда понадобится промывка системы, замена дорогостоящих узлов (например, забитого радиатора).

Различия в составе

Тосол создавался еще в 70-х годах прошлого столетия. С тех пор в состав вводились дополнительные присадки, но существенно он не менялся.

 

Жидкость/

Характеристика

Тосол синий Тосол зеленый G11 G12  G13 
Состав (основное вещество – от 90 %) Этилен Этилен Этилен Этилен Пропиленгликоль+глицерин
Тип присадок Антикоррозийные на основе неорганических веществ Антикоррозийные на основе неорганических веществ Органика – карбонаты, вещества от коррозии меди, противопенные Комплекс из органики, неорганических веществ, противопенные. Карбонаты+силикаты (менее 10 %)+минеральные частицы, противопенные, преобразователи ржавчины.
Температура кипения 110-115 C0 110-115 C0 110-115 C0 125-200 С0 120-200 С0
Температура кристаллизации – 40 С0 -65 C0 -30 C0 от -40 до -60 C0  от -40 до – 65 C0

Разные цвета охлаждающей жидкости нужны  для того, чтобы ее можно было отличить от воды с первого взгляда.

Изначально состав прозрачный, поэтому в него добавляют красители, чтобы не было возможности перепутать с дистиллятом. Последний не может использоваться при минусовых температурах.

Другая причина окрашивания тосола и антифриза в яркие оттенки — возможность для автомобилиста определить место течи, если жидкость быстро уходит из системы.

По характеристикам

Обе рассматриваемые жидкости имеют одинаковое назначение — не дать перегреться двигателю, а охлаждающей жидкости замерзнуть при минусовой температуре.

Важно: если для автомобилиста важны вопросы экологии, стоит отдать предпочтение антифризу. Тосол создавался более 40 лет назад. Даже его современный состав, в основе которого агрессивный этиленгликоль, оказывает негативное влияние на окружающую среду.

Можно выделить основные отличия в рабочих характеристиках:

  • антифриз превосходит тосол по показателям закипания и кристаллизации;
  • присадки в антифризе более эффективно защищают ДВС, разрушая ржавчину;
  • антифриз не создает толстой защитной пленки на поверхностях, что позволяет ему более эффективно защищать ДВС от перегрева;
  • ресурс эксплуатации у зарубежного аналога выше, чем у тосола;
  • антифриз препятствует образованию пузырьков воздуха в гильзах ДВС (кавитация), продлевает ресурс водяной помпы;
  • отсутствие или малый процент силикатов в антифризе не дает образовываться осадку в виде кремниевого песка, который забивает патрубки и трубки радиатора.

Смешиваем антифриз разных марок

Смешиваем антифриз и тосол различных марок

Антифриз представлен тремя общими разновидностями. Для удобства они маркируются цифро-буквенным кодом, имеют разные оттенки цвета. В основе всех антифризов — этиленгликоль или пропиленгликоль (около 90 %), вода (примерно 5 %), остальная доля приходится на присадки. Именно в них и заключаются основные отличия составов.

Различия G11, G12 и G13

Характеристика G11 G12, G12+, G12++ G13
Состав Силикатный (наиболее близок к тосолу) Карбоксиликатный, Лобридный – карбоксилаты с небольшим процентом (5-8 %) неорганических компонентов (силикатов, фосфатов) Пропиленгликолиевый (с глицерином)
Технология Принцип действия – создание сплошной защитной пленки. Она нужна, чтобы предотвратить агрессивное влияние этиленгликоля на металл.  Агрессивный к металлу этиленгликоль обогащен органическими соединениями. Не создает сплошной пленки на всей поверхности охлаждаемых узлов. Защита активизируется при обнаружении ржавчины – точечно, слоем толщиной не более 1 микрона, присадки преобразовывают ржавчину и выводят остатки из системы.

G12+, G12++ – гибридные составы, где в качестве присадок применяется комбинация органических кислот и минеральных составляющих. Антифриз этого типа одновременно создает тонкую защитную пленку и обеспечивает дополнительную защиту в местах коррозии.

В основе – пропиленгликоль. Отличается экологичностью (используемый в составах предыдущих поколений этиленгликоль – ядовитый и агрессивный). Аналогичен по своему действию G12+, G12++
Цвет Зеленый, синий (варианты) Красный, желтый, ярко-оранжевый Фиолетовый (оттенки)
Срок службы 2-3 года 3-5 лет (и более) 5 и более лет
Принцип действия Создание сплошной защитной пленки для предотвращения очагов коррозии Точечное воздействие – покрытие тончайшей защитной пленкой (не более 1 микрона) потенциальных очагов коррозии Точечная защита
Где используется На устаревших типах двигателя. Например, чугунных. Не рекомендуется для современных ДВС из легкосплавных металлов Наиболее универсальный вариант, применяется на большинстве двигателей Двигатели высокой мощности

Интересно: инновация рынка автомобильных антифризов – MultiFreeze (Sintec). Это гибридный состав с универсальными эксплуатационными свойствами. Особенность- возможность подстроится под “работу” с незамерзайкой любого типа. Нейтрален к любым металлам, изделиям из резины и пластика. Испытания в лабораториях доказывают эффективность новшества.

Как смешивать антифриз

Схема смешивания антифризов
Схема смешивания антифризов

При доливе антифриза в систему не стоит ориентироваться на схожие цвета. Важную роль играет только состав. 

Можно сочетать:

  • G11 сочетается с тосолом, антифризом G11 и G12++. Они имеют практически идентичный состав, в основе которого этиленгликоль. Общее между составами — этиленгликолевая основа и силикаты в присадках;
  • G12 может смешиваться с составами G12, G12+, G12++. У них практически идентичные составы, отличия может заключаться только в комплексе присадок.

Нельзя сочетать:

  • G11 и G12. Несмотря на одинаковую основу, присадки этих антифризов имеют принципиально разный состав (неорганические и органические кислоты), противоположный принцип действия. Образовавшаяся пленка (G11) снизит теплоотдачу, может закупорить просвет труб радиатора;
  • G13 не может сочетаться ни с одним видом антифриза. Основа G13 – пропилен. Это другой тип спирта, именно на него рассчитаны все присадки.

Вывод: универсальным донором для всех типов антифриза является состав с маркировкой G12++.

Последствия

Признаки неправильного смешения типов охлаждающей жидкости:

  • перегрев двигателя при нормальном уровне охлаждающей жидкости в системе. Если поломка возникла после долива антифриза, возможно в результате химической реакции образовался осадок. Он забил патрубки охлаждающей системы и радиатора;
  • вспенивание антифриза. Жидкость начнет активно пениться и выкипать из расширительного бачка.

Важно: такие последствия могут возникнуть и при доливе в систему состава, который считается универсальным (G12++). Это возможно, если у жидкостей разные производители. Они используют разные присадки, не разглашая формулу своего продукта.

При появлении перечисленных признаков, необходимо обратиться в сервис для промывки системы охлаждения, заливки в нее однородного по составу антифриза. Это можно сделать и самостоятельно.

Вспенивание антифриза
Вспенивание антифриза в результате неправильного смешивания жидкостей – необходима промывка системы

Смешиваем тосол разных цветов

Отечественный хладагент долгое время был единственно доступным вариантом для владельцев автомобилей. Да и стоил он дешевле. Жидкость не теряет популярности, выпускается в двух вариантах, которые отличаются по цвету — синий (зеленый) и красный.

Отличия красного от зеленого тосола

Все охлаждающие жидкости отечественного производства классифицируются по буквенной маркировке:

  • А – состав готов к немедленной заливке в охлаждающую систему автомобиля;
  • М – обогащенный модифицированными присадками;
  • К– концентрат. Перед заливкой его нужно будет разбавить в пропорциях, указанных на упаковке производителем.

Самая важная характеристика, по которой различают тосол — температура замерзания.

Синий (зеленоватый) состав имеет разные буквенные обозначения. Но температура замерзания у него всегда – 40 С.

Красный оттенок имеет охлаждающая жидкость, имеющая марку А65. Она может замерзнуть при экстремальной температуре в – 65 С, имеет традиционный состав, готова к добавлению в систему.

Если на пластиковой таре с тосолом есть только номер ГОСТ, но нет обозначения ОЖ (охлаждающая жидкость) с номерным кодом — перед вами подделка.

Можно ли смешивать тосол разных цветов

 Нельзя. Смешивание тосолов разных цветов приведет к неэффективности охлаждения, сужению внутреннего диаметра патрубков из-за выпадения кремниевого осадка, перегреву двигателя и выходу его из строя. 

Последствия

Наиболее частая поломка при смешивании тосолов разных оттенков — образование осадка из мелких частичек, которые сужают внутренний диаметр трубок системы, забивают радиатор. Следствие — снижение эффективности охлаждающей жидкости, перегрев двигателя. Если не обратить внимание на очевидные признаки — нестабильная работа силового агрегата, повышение рабочей температуры до недопустимых пределов, придется проводить замену деталей.

Смешивание тосола и антифриза между собой

Правила безопасного смешивания – тосол с тосолом, антифриз – только с антифризом той же марки, что циркулирует в системе. Во всех остальных случаях владелец автомобиля действует на свой страх и риск.

Перед доливкой обязательно нужно проверить нет ли утечки в системе.

Важно: перед тем, как осматривать систему, необходимо дать двигателю остыть, выровнять автомобиль..

Как долить жидкость в систему:

  1. Автомобиль переставляют так, чтобы капот находился чуть выше багажника. Это поможет вытесняемому жидкостью воздуху выходить из системы. При небольшом объеме добавки машину можно оставить стоять ровно.
  2. Открыть горловину расширительного бачка — осторожно, медленно. Важно использовать средства защиты — перчатки, ветошь для накрытия горловины.
  3. Залить антифриз или тосол — тонкой струйкой. Быстрое поступление большого объема жидкости приведет к образованию воздушной пробки, от которой сложно избавиться.
  4. Завести двигатель — время работы не более 5 минут. За это время жидкость распределится по системе.
  5. Контроль уровня — ориентация на отметку F (full) или Max на расширительном бачке. При недостаточном объеме жидкости процедуру повторяют (4-5 пункт). Цикл повторяют до стабилизации уровня.
  6. Закрутить крышку расширительного бачка.
  7. Обязательно проводят уборку — протирают ветошью все детали под капотом, на которые могли попасть капли тосола или антифриза. Они могут разъесть резиновые, пластиковые и металлические детали.

Можно ли в антифриз и тосол добавлять воду

Вода — самый простой способ довести уровень в системе до нужного уровня. В составе и тосола, и антифриза есть вода, поэтому дополнительная порция не принесет вреда. При добавлении дистиллированной воды уменьшится концентрация химических веществ и повысится температура замерзания.

Добавление воды возможно:

  • при закипании жидкости, когда происходит испарение воды. В этой ситуации концентрация химических веществ увеличивается. Воду в систему добавляют исключительно дистиллированную. Обычная не подойдет. Это временная мера. При первой возможности антифриз или тосол меняют на новый;
  • при покупке концентрированного антифриза или тосола — разбавляют в соответствии с рекомендациями производителя на таре.

Нельзя добавлять дистиллят в систему:

  • при большой потере антифриза или тосола. Причиной, скорее всего, стало механическое повреждение. Доля тосола в этом случае слишком мала, добавленная вода существенно изменит его рабочие характеристики в худшую сторону — температуру замерзания и кипения;
  • при минусовых значениях температуры. В противном случае сильно разбавленная жидкость быстро схватится в системе, что приведет к поломкам. Например, разорвет один из патрубков, треснет расширительный бачок.

Заключение

  • для узлов автомобиля безопасно смешивать только жидкости с одинаковым составом – тосол+тосол, антифриз+антифриз той же марки;
  • охлаждающие жидкости имеют схожую основу, но разные по составу присадки. В основе одних органические кислоты, других — неорганические, третьих — комплекс веществ;
  • подбирать состав для долива необходимо не по цвету, а по составу жидкости;
  • смешивать разные составы нельзя, нужно подобрать наиболее подходящие;
  • после экстренной заливки рекомендуется промыть систему и закачать в нее однородную подходящую автомобилю жидкость;
  • оптимальный вариант в экстренной ситуации — добавить в охлаждающую жидкость дистиллированную воду — для долива, разбавления закипевшего состава;
  • вода может добавляться только при плюсовых температурах. В противном случае автовладелец попадает на дорогостоящий ремонт;
  • возможные негативные последствия смешивания неподходящих составов — образование пены, плотного осадка, прекращение циркуляции всей системы, перегрев и поломка двигателя.

Следите за уровнем охлаждающей жидкости, соблюдайте технические требования, которые производитель рекомендует для вашего типа авто, заливайте правильные технические жидкости.

Автомеханик

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в  комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Оцените автора
Ремонт автомобиля своими руками
Добавить комментарий