Для защиты двигателя от перегрева используется охлаждающая жидкость. За ее температурой следит специальный датчик, который работает по принципу термического полупроводника и подключается к ЭБУ автомобиля. В статье рассмотрены вопросы, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и можно ли его отремонтировать при неисправности.
- Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости
- Как работает датчик температуры в автомобиле
- Неисправности ДТОЖ и пошаговое устранение
- Повреждение корпуса
- Окисление термоконтакта
- Нарушение работы электроконтактов
- Повреждение фишки
- Нарушение изоляции проводов
- Как проверить датчик температуры ОЖ
- Компьютером
- Омметром
Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это небольшое устройство, которое отслеживает температуру антифриза в системе. Устройство имеет двойное подключение: с одной стороны оно соединяется с электронным блоком управления (ЭБУ) автомобиля, а с другой оно контактирует непосредственно с охлаждающем жидкостью и измеряет его температуру.
Средний срок работы – 7-12 лет в зависимости от уровня нагрузки транспортного средства.
Расположение измерителя температуры ОЖ различается в зависимости от производителя и марки транспортного средства. В большинстве случаев прибор располагается между головкой блока цилиндров и термостатом или на патрубке выпуска ОЖ. Еще один вариант расположения – на патрубке радиатора. Внешне он имеет вид головки с резьбой, которая вкручивается внутрь трубки, где функционирует антифриз.
На дорогих иномарках может ставиться не один, а два измерителя. При таком варианте первое устройство будет располагаться на выходе из двигателя, а второе – на выходе из радиатора.
Как работает датчик температуры в автомобиле
Прибор работает по принципу термического полупроводника, уровень сопротивления которого меняется в зависимости от температуры антифриза в системе. Конструктивно прибор имеет вид продолговатого цилиндрического устройства, которое состоит из металлического корпуса с резьбой, термочувствительного элемента, пластикового электрического разъема с контактами и термочувствительного устройства (термистора) с проводами.
Функционирование устройства выглядит следующим образом:
- Прибор имеет два чувствительных элемента – внешний (электрический) и внутренний (термический). Внутренний элемент – полупроводник-термистор, который вкручивается в систему охлаждения и контактирует с антифризом. Внешний элемент – два электрических контакта, которые через разъем (его часто называют фишкой) и провода подключаются к ЭБУ автомобиля. Друг с другом чувствительные элементы соединяются с помощью электрических проводов.
- На устройство подается стабильный уровень электрического тока. Ообычно это 5 вольт, хотя некоторые современные авто могут иметь напряжение в 12 или 24 вольт. Термочувствительный элемент-полупроводник имеет отрицательный температурный коэффициент. Поэтому что при увеличении температуры внешней среды (в нашем случае это антифриз) электрическое сопротивление устройства падает, а при понижении температуры – повышается.
- Благодаря изменению уровня сопротивления устройство может отслеживать уровень теплоты антифриза в охлаждающей системе. Данные с прибора анализируются электронным блоком управления автомобиля. Для отображения теплоты антифриза на современных авто ставится отдельное устройство со стрелкой на панели приборов (обычно располагается слева от спидометра).
Как ДТОЖ регулирует нагрев антифриза в системе:
- При сгорании топлива в ДВС помимо механической работы генерируется большое количество тепла, которое нагревает мотор. Чтобы двигатель не раскалялся выше определенных пределов, в транспортном средстве находится антифриз, который отводит излишки тепла и охлаждает мотор.
- Во время работы антифриз может нагреваться, а чем выше интенсивность работы мотора, тем выше теплота охлаждающей жидкости. Степень теплоты отслеживает ДТОЖ, который подает информацию о нагреве на электронный блок управления автомобилем.
- При достижении теплоты антифриза 95-100 градусов запускаются система охлаждения (в противном случае охладитель начнет испарятся, что приведет к перегреву мотора). Для охлаждения используется вентиляторы, которые понижают теплоту охладители за счет вращения лопастей.
- Многие современные автомобили оборудованы дополнительной системой охлаждения антифриза за счет регулировки шагов холостого хода. При превышении теплоты выше 95-100 градусов ЭБУ меняет количество шагов регулятора, что приводит к уменьшению уровня впрыска топлива в мотор, а антифриз начинает нагреваться меньше.
Неисправности ДТОЖ и пошаговое устранение
ДТОЖ имеет простую конструкцию, поэтому из строя он выходит достаточно редко. Поломки чаще всего возникают в случае превышения срока годности, а также в случае ДТП, когда прибор повреждается из-за механического удара. Основными неисправностями ДТОЖ является повреждение корпуса, выход из строя фишки, окисление контактов и некоторые другие.
Установить неисправность ДТОЖ можно по симптомам, которые можно разделить на две группы. В первую категорию входят типовые симптомы, которые сходны для всех вариантов поломки (например, они могут появиться как при поломке корпуса, так и при окислении контактов). Во вторую группу входят специальные симптомы, которые характерны только для одного типа неисправности (например, прыгающая стрелка при нарушении изоляции).
Типовые симптомы:
- Активация лампы Check Engine на контрольной панели. Лампу активирует электронный блок управления автомобилем в том случае, если обнаруживает какую-либо поломку в машине. К сожалению, большинство современных ЭБУ не конкретизирует, где и из-за чего возникла поломка, а ошибка Check Engine может возникнуть и по многих другим причинам – от троения двигателя до повреждения трансмиссии. Чтобы разобраться в конкретной причине поломки, необходимо купить OBD2-адаптер и подключить его к контрольной панели. После этого по беспроводному каналу нужно зайти на прибор и посмотреть конкретный код ошибки.
- Увеличение расхода топлива машины. Из-за нарушения работы датчика на электронный блок управления будет подаваться некорректная информация о настройке шагов регулятора подачи топлива. Обычно это приводит к повышению впрыска бензина/дизеля в камеру внутреннего сгорания, что будет приводить к повышенным потерям по топливу во время движения.
- Хаотичная работа охлаждающего вентилятора. Электронный блок запускает вращение лопастей вентилятора в том случае, если температура антифриза повышается выше определенных пределов (обычно 95-100 градусов) и есть риск его испарения. В зависимости от конкретной причины нарушения работы ДТОЖ возможно множество сценариев – полное отключение вентилятора, скачкообразное включение/выключение, постоянная работа вентилятора при любом уровне нагрузки, вращение лопастей только при активации аварийного режима.
- Нестабильная работа двигателя при езде на небольших нагрузках. Из-за нарушения охлаждения и подачи охладителя мотор начинает работать нестабильно, а сильнее всего он глохнет в жаркое время года.
- Может наблюдаться сильная вибрация при езде, появление легких толчков, самопроизвольная остановка при низких оборотах.
- Внезапная остановка двигателя при езде “на горячую”. Этот симптом возникает в том случае, если антифриз нагрелся выше критической отметки и начал испарятся, а датчик не запустил охлаждающий вентилятор. Вследствие этого мотор начинает нагреваться выше определенного предела, а многие ЭБУ принудительно останавливают двигатель в случае избыточного нагрева, чтобы избежать его растрескивания и взрыва. Остановка мотора возникает в двух случаях – при длительной езде либо в случае высокой скорости, а также при комбинации обоих факторов.
Повреждение корпуса
Корпус ДТОЖ выполнен из крепкого металла. Однако при механических ударах или под действием химически активных веществ он может окисляться и растрескиваться, что может привести к поломке прибора.
Характерный симптом: резкое колебание температурного датчика на панели управления при езде на большой скорости. Также обнаружить поломку можно при внешнем осмотре. иВосстановить поврежденный корпус проблематично, нужно менять запчасть.
- Удалить из система охладитель. Для этого поставьте машину на платформу, дождитесь полного охлаждения авто, поставьте под сливное отверстие емкость.
- Открутите крышку расширительного бака и радиатора, откройте заслонку печи, открутите запирающий болт отверстия в двигателе. Дождитесь, пока из системы уйдет весь охладитель.
- Открыть капот, снять минусовую клемму аккумулятора, чтобы обесточить авто.
- Найдите измеритель охлаждающей жидкости на автомобиле, вытащите внешний контакт (фишку), аккуратно выкрутите устройство из отверстия.
- Установите новый измеритель, а потом проведите все действия в обратном порядке.
Работы проводите в перчатках. На конце старого устройства могут быть остатки старого охладителя.
Окисление термоконтакта
Термоконтакт может окисляться при контакте с жидкостями или просто от старости, а также в случае использования некачественных охладителей (они содержат много свободных ионов, которые будут оседать на термисторе). Проблема чаще возникает у старых автомобилей. Специфических симптомов у нарушения нет.
Чтобы продиагностировать, внешне осмотрите контакты. Если проблема в окислении, термистор должен покрыться черными пятнами. Исправить проблему вручную невозможно. Нужна установка нового измерителя.
Инструкцию по его замене можно посмотреть в видео:
Нарушение работы электроконтактов
Запчасть может перестать работать из-за повреждения или окисления электроконтактов, а чаще всего подобная поломка возникает у старых автомобилей. У этой неисправности есть характерный симптом – при повреждении электроконтактов устройство не всегда выходит из строя. Поэтому периодически измеритель может передавать корректные данные о нагреве охладителя для мотора.
Для диагностики рекомендуется использовать омметр или мультиметр. Если прибор дает нулевые показатели по напряжению/сопротивлению либо показатели часто меняются, то с большой вероятностью дело в нарушении электроконтакта. Обнаружить поломку можно и при внешнем осмотре (будут видны следы коррозии или оплавления). Решение проблемы только одно – полная замена датчика согласно инструкции выше.
Повреждение фишки
Фишкой называют систему контактов, которые подводятся от электронного управляющего блока машины к ДТОЖ. Фишка может выйти из строя при повреждении контактирующей головки. К сожалению, у повреждения фишки нет характерных симптомов, поэтому установить поломку можно только в том случае, если вы исключили другие варианты поломки (корпус, изоляция, контакты ДТОЖ).
Установить поломку можно с помощью мультиметра, которым нужно “прощупать” головку фишки. Восстановление нужно делать так:
- Обесточьте аккумулятор, вытащив минусовую клемму. Найдите фишку в автомобиле и аккуратно вытащите ее из температурного датчика и ЭБУ транспортого средства.
- Проведите осмотр прибора – если повреждение головки действительно имеет место, то нужно купить новую фишку и установить ее на автомобиль.
Нарушение изоляции проводов
Еще одной причиной выхода из строя ДТОЖ является повреждение провода, ведущего от фишки к электронному блоку. У поломки есть характерный симптом – она обычно дает о себе знать при движении на больших скоростях, когда усиливается уровень вибрации авто. Для диагностики рекомендуется использовать мультиметр, которым нужно “ощупать” провод. Существует три способа восстановления работоспобности авто:
- С помощью мультиметра вы можете найти конкретный участок, где произошло повреждение провода. Восстановить изоляцию можно с помощью изоленты.
- Если конкретный участок найти не удается найти либо провод сильно поврежден, то рекомендуется срезать старый провод и припаять новый.
- Большинство автомобилистов не ищут конкретный участок, где нарушилась изоляция – вместо этого они покупают новую фишку с целым проводом и подключают его к системе.
Как проверить датчик температуры ОЖ
Проверить температурный датчик можно множеством способов. Оптимальным вариантом будет использование OBD2-адаптера, поскольку он может показать коды ошибок. Если же нет возможности купить адаптер, но под рукой есть омметр, то диагностику можно провести с его помощью. Последний вариант менее надежный, но в опытных руках он показывает неплохие результаты.
Компьютером
Для комплексной проверки температурного датчика рекомендуется использовать OBD2-адаптер, который в народе часто называют компьютером. Адаптер имеет вид небольшого блока с разъемом, который подключается к диагностическому гнезду на приборной панели транспортного средства. Управление адаптером осуществляется по беспроводному каналу связи Wi-Fi или Bluetooth, а подключиться к нему можно с помощью смартфона или ноутбука.
Оптимальным вариантом будет покупка популярной модели ELM-327 – стоит она всего 1-2 тысячи рублей, отличается хорошей надежностью и функционалом, а достать ее можно в любом автомагазине.
Адаптер хорош тем, что с его помощью можно узнать внутренние ошибки автомобиля, что будет особенно критично в случае активации индикатора Check Engine.
Проверка температурного датчика с помощью ELM-327:
- Вставьте адаптер ELM-327 в диагностический разъем на автомобиле, установите на смартфон программное обеспечение для работы с прибором, подключитесь к нему через телефон по беспроводному каналу Wi-Fi или Bluetooth.
- Активируйте пункт меню “Ошибки ЭСУР” – через несколько секунд на экране появится перечень обнаруженных ошибок. Если проблемы именно с датчиком температуры, появится код Р0115, Р0117. Р0116 или Р0118.
Омметром
Протестировать ДТОЖ можно с помощью омметра, однако в данном случае придется выкрутить устройство из охлаждающем системы (инструкция по демонтажу рассмотрена выше). Для тестирования понадобится нормативные показатели по сопротивлению в зависимости от температуры окружающей среды – узнать их можно в магазине при покупке ДТОЖ, а также в любом сервисном центре по обслуживанию автомобилей.
Тестирование выполняется следующим образом:
- Активируйте омметр, установите базовое значение приборе (например, 1 Ом), подключите провода от омметра к электрическим контактам на ДТОЖ.
- Посмотрите на циферблат омметра – там появится число, отражающее уровень напряжения. Сравните его с нормативными показателями.
- Для дополнительной диагностики коснитесь рукой конца термодатчика – если устройство работоспособно, то его уровень напряжения должен уменьшится.
Проводные датчики омметра можно присоединять к любому контакту ДТОЖ, поскольку они являются симметричными по подаче тока.
Чтобы повысить точность тестов с омметром, можно использовать термометр. Для этого термочувствительный элемент прибора помещается в емкость с водой и термометром. После этого воду нагревают, а каждые 5 градусов нагрева смотрится показатель по сопротивлению. В результате составляется таблица эмпирических показателей по температуре, которая потом сравнивается с нормативными показателями. Если показания серьезно отличаются, то прибор сломан.