15 причин большого расхода топлива и решение проблем

С проблемой увеличения расходов топлива сталкивался любой водитель. Причин у этого явления может быть много, а далеко не всегда повышение прожорливости авто связано с поломкой. В статье рассмотрены причины большого расхода топлива и методы борьбы с этой проблемой.

От чего зависит расход топлива в автомобиле

Причины большого расхода топлива

Автомобили потребляют разное количество топлива в зависимости от многих параметров. Ориентировочные нормативы по потреблению указываются в документации на транспортное средство, а уточнить этот факт можно у дилера. Для технически исправного транспортного средства самыми важными факторами являются:

  • Рельеф дороги. При езде с постоянным ускорением часть мощности двигателя расходуется на преодоление трения колес о дорогу. Если дорога плохая, то для поддержания высокой скорости понадобится дополнительная солярка.
  • Вес транспортного средства. Чем больше будет вес машины, тем выше будет потребление уровня горючего, поскольку мотору понадобится дополнительная мощность для перемещения всего веса.
  • Скорость автомобиля. Чем выше водитель набирает скорость, тем больше нужно будет горючки для ДВС, чтобы переместить транспортное средство.

На расходы горючего косвенно влияет тип ДВС (воздушный, турбированный). Машины с турбодвижком более экономные, поскольку они дают дополнительную скорость за счет использования энергии отработанных газов, а не за счет сжигания горючего (как в случае с воздушным мотором).

15 причин, почему расход топлива резко увеличился + решение

Существуют десятки причин, по которым прожорливость автомобиля резко увеличивается. Часть причин связана с естественными факторами и не указывают на наличие поломки – например, использование некачественного горючего и резкий стиль вождения. Тогда как другие причины действительно могут быть связаны с поломкой – например, выход из строя двигателя или забившийся катализатор.

Некачественное топливо

Причины большого расхода топлива 1

Некачественное горючее хуже сгорает и дает меньше энергии, поэтому для поддержания высокой скорости в двигатель будет впрыскиваться дополнительная солярка. Диагностировать проблему достаточно просто – если расходы увеличились после посещения новой заправки, то проблема именно в горючем. Решение проблемы будет тривиально – израсходуйте или слейте старую “горючку”, а потом сделайте заправку на надежной АЗС.

Использование отопительной или климат-системы

Климат контроль в автомобиле

Работа этих устройств связано с функционированием компрессора, который получает энергию от крутящего коленчатого вала. Поэтому использование отопительной и климат-системы требует дополнительных расходов по горючему. К сожалению, исправить эту ситуацию невозможно – либо вы используете эти системы, но тогда придется терпеть дополнительное потребление по “горючке”, либо вы не используете эти системы, но комфортность езды снизится.

Открытые окна

Открытые окна в автомобиле

Открытые окна пропускают встречный воздух внутрь салона, что ухудшает аэродинамику машины и снижает скорость. Чтобы повысить скорость, двигатель сжигает дополнительную “горючку”. Проблема в основном проявляет себя в случае движения на высоких скоростях, что можно использовать для диагностики (при движении на низких оборотах потери по скорости будут незначительными). Решение проблемы тривиально – держите окна закрытыми во время поездки.

Резкое торможение и ускорение

Резкое торможение и ускорение

Если Вы используете агрессивный стиль вождения (резко тормозите, делаете быстрые развороты, часто переключаете скорости), то повышенных расходов по “солярке” не избежать. Чтобы гармонизировать потребление горючего, нужно пересмотреть стиль управления транспортным средством.

Спустившие шины

Спустившие шины1

В случае использования спустивших шин часть “солярки” тратится на преодоления сопротивления дорожному полотну, что негативно скажется на скорости движения и приведет к росту потребления топлива. Установить проблему можно визуально по спустившим шинам, а также с помощью манометра. Решение также тривиально – просто подкачайте шины самостоятельно или в сервисном центре.

Засоренный воздушный фильтр

Для работы двигателю нужна не только “горючка”, но и атмосферный воздух. Однако обычный воздух содержит маленькие частички пыли, которые могут забить мотор, поэтому на современные авто ставится воздушный фильтр. В случае засорения фильтра в двигателе снижается подача воздуха, а количество впрыскиваемого топлива растет. Установить поломку можно по таким признакам – хлопки в выпускном системе, неустойчивые обороты, затрудненный запуск ДВС.

Поломка решается следующим образом:

  • Откройте капот и найдите воздушный фильтр, открутите фиксирующие болты или снимите защелки.

Vozdushnyjfiltr1

  • Достаньте старый воздушный фильтр, при необходимости снимите дополнительные фиксаторы.

Vozdushnyjfiltr2

  • Поставьте новый фильтр, поставьте фиксаторы, закрутите фиксирующие болты/защелки.

Чистить грязные воздушные фильтры бесполезно, поэтому для устранения дефекта нужно обязательно купить новый фильтр.

Грязный топливный фильтр

Топливный фильтр – это запчасть, которая отвечает за очистку емкостей для бензина/дизеля от ржавчины, грязи и воды. При его засорении давление в системе падает, а электронный блок дает команду на дополнительный впрыск солярки. Установить загрязнение можно по таким признакам – резкие толчки на подъеме авто, самопроизвольное торможение, машина глохнет на холостом ходу, троение ДВС.

Для устранения поломки рекомендуется поставить новый фильтр, а способ замены будет отличаться в зависимости от конструкции транспортного средства. Примерный алгоритм действий:

  • Откройте капот и найдите старый фильтр. Он имеет вид небольшого цилиндра, к которому присоединены два или три шланга.

Toplivnyjfiltr1

  • Вытащите защитную чеку и фиксаторы, открутите шланги, достаньте старый фильтр – новый заполните горючим и поставьте его на место старого, присоедините шланги и фиксаторы.

Toplivnyjfiltr2

Выход из строя свечей зажигания

Из-за поломки свечей зажигания нарушается воспламенение топлива в камере внутреннего сгорания. Чтобы скорректировать эту проблему, электронный блок может увеличить впрыск топлива. Установить наличие неисправных свечей можно по таким признакам – снижение мощности мотора, долгий запуск и неравномерная работа двигателя, резкая остановка ДВС на высоких оборотах. Свечи зажигания меняют так:

  • Обесточьте авто, откройте капот и найдите прямоугольный блок со свечами зажигания, откройте его.

Svechi1

  • Отсоедините шину, которая ведет к питанию, аккуратно вытащите рейку с шиной, а потом выкрутите фиксирующие болты.

Svechi2

  • Вытащите рейку с катушками зажигания, а потом выкрутите свечи зажигания. Осмотрите их – если конец свечи стал рыжим или коричневым, замените деталь.

Svechi3

Поломка датчика дросселя (ДПДЗ)

Из-за неисправной работы датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) бортовой компьютер будет получать некорректную информацию, что двигатель получает избыток воздуха. Чтобы исправить эту ситуацию, он повысит впрыск бензина/дизеля. Установить выход из строя ДПДЗ можно по таким признакам – подергивания и задержки во время разгона, внезапная остановка мотора, сильные вибрации во время езды. Решение:

  • Датчик располагается на передней угловой стенке мотора. Откройте капот, найдите ДПДЗ и отсоедините колодку подачи электричества.

Dpdz1

  • Выкрутите два фиксирующих болта и достаньте датчик. На его место поставьте новое устройство, закрутите болты, подключите питающую колодку.

Dpdz2

Поломка лямбда-зонда

Контроль количества кислорода в системе осуществляет лямбда-зонд, который является достаточно хрупким. При его поломке электронный блок может отдать приказ о впрыскивании дополнительного топлива в мотор, что будет приводить к перерасходу горючки. Симптомы поломки лямбда-зонда – плавающие холостые обороты, рывки при ускорении, нестабильная работа мотора.

Замена лямбда-зонда выполняется так:

  • На выпускном коллекторе снимите защитный экран, разогрейте двигатель до рабочей температуры, а потом снимите минусовую клемму с аккумулятора.

Lyambda1

  • Найдите лямбда-зонд (он имеет вид небольшого цилиндра с проводом), отключите электроразъем датчика, с помощью специальной насадки на отвертку открутите зонд из гнезда.

Lyambda2

  • Возьмите новый датчик и закрутите его в отверстие, подсоедините электроразъем, поставьте защитный экран, восстановите электропитание.

Лямбда3

Забитый катализатор

Катализатор – это устройство, которое располагается на выхлопной системе и служит для нейтрализации газов. В случае очень загрязненного катализатора выхлопные газы не могут быстро покинуть выхлопную систему авто, поэтому двигателю приходится тратить дополнительную энергию на выдавливание газов. Основные симптомы забитого катализатора – плохой разгон, мотор быстро глохнет, сопротивление при нажатии на педаль газа.

Поменять катализатор достаточно сложно – гораздо проще его промыть:

  • Открутите лямбда-зонд согласно инструкции из предыдущего пункта.

Katalizator1

  • Снизу на системе выхлопа открутите гайку хомута, а потом вытащите гофру.

Katalizator2

  • Купите жидкость для прочистки сажевого фильтра, закройте выхлоп затычкой, влейте жидкость через отверстие для лямбда-зонда.

Katalizator3

  • Подставьте под выхлоп ведро, спустя 10-20 минут откройте затычку и выпустите жидкость, промойте систему чистой водой, установите гофру и лямбда-зонд на место.

Katalizator4

Если промывка не дала результатов, то есть большая вероятность, что фильтрующие ячейки катализатора расплавились или повредились. Самому демонтировать катализатор будет тяжело, поэтому для решения этой проблемы лучше обратиться в сервисный центр.

Поломка датчика расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) выполняет схожие функции, что и лямбда-зонд. Он оценивает количество воздуха, которое поступает в двигатель, а при его поломке управляющий блок может послать команду на увеличение солярки. Основные симптомы поломки датчика – нестабильные обороты при холостом ходе, авто начинает ехать рывками, крайне плохой запуск мотора. Меняется датчик так:

  • Откройте капот, найдите ДМРВ (он имеет вид большого блока, к которому подсоединяется труба), а потом вытащите электрический разъем.

Дмрв1

  • Отожмите хомут резиновой гофрированной трубы, а потом снимите саму трубу. Выкрутите фиксирующие болты с помощью отвертки.

Дмрв2

  • Вытащите датчик и осмотрите его – на боковой стороне вы увидите цифры. Купите новый ДМРВ с аналогичными цифрами, а потом установите прибор в обратном порядке.

Дмрв3

Износ диска сцепления

При поломке диска сцепления также наблюдается повышенный расход бензина/дизеля, что связано с особенностью переключения передач в автомобиле. Симптомы неисправности диска – проблемы с переключением скоростей, появление резких звуков при переключении, пробуксовка, заклинивание педали тормоза. К сожалению, заменить диск сцепления самому проблематично, поэтому для замены диска рекомендуется обратиться в автосервис.

Износ поршневой группы ДВС

На поршнях двигателей могут появиться царапины и микротрещины, что будет приводит к утечке энергии и повышению расходов горючки. Особенно критична эта проблема для старых автомобилей с пробегом более 100 тысяч километров. Симптомы поломки – сизый дым из выхлопной труб, повышенное потребление масла, толчки во время вождения. Самому выполнить ремонт будет также проблематично, поэтому с неисправностью лучше обращаться в автосервис.

Большой износ двигателя

Избыточный расход топлива может появится не только при износе поршневой группы, но и при износе двигателя в целом. Неисправность характерна для старых автомобилей с большим пробегом на уровне 120-150 тысяч километров. Основные признаки – очень тугой пуск, троение мотора, повышенный расход масла, сильный дым из выхлопа. Изношенный двигатель подлежит замене, а доверить все необходимые работы рекомендуется мастеру в автосервисе.

С повышенным расходом топлива сталкиваются владельцы старых транспортных средств. У старых авто часто изношен двигатель, поршневая система, трансмиссия и многие датчики. Ремонт таких авто – трудная и часто дорогостоящая задача. Если же вы недавно купили машину, а через небольшое время потребление топлива резко увеличилось, то паниковать не стоит. Проблема может быть в естественных факторах – например, из-за использования климат-системы, спуска шин или заправки некачественным бензином.

Автомеханик

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в  комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Оцените автора
Ремонт автомобиля своими руками
Добавить комментарий